UA0LKM » Чт июн 09, 2022 11:52 pm
ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ ДВМП ( FESCO)
Работа в море, не оставляло времени, чтобы закончить водительские курсы. После рейсов, обычно, куда нибудь вылетали в отпуск. После отпуска, опять в рейсы. Время было машиновозное - 1980-е годы. Работая на Японской линии, привозили авто в порты Приморья, не имея водительского удостоверения, нужно было, кого то просить, чтобы перегнал авто Владивосток. Что было очень неудобно, и не оперативно. Ведь судно опять становилось под погрузку, для следующего рейса, и надо было успеть, растаможить, поставить авто на учет, куда то пристроить.
В отделе кадров, попросил назначить на судно, стоящее в ремонте Владивостоке. Кадровик пошел навстречу, назначил на ледокол «Адмирал Макаров», стоящий в Дальзаводе в ремонте, перед ледовой навигацией. Принял дела, в штате радиослужбы, был электро-радио-навигатор Володя, который быстро, ввел меня в курс дела, т. к., был постоянным ледокольщиком. Ледокольная служба в пароходстве, имела свои кадры, свой особый статус. Внутри членов экипажа, был свой мирок, таинственный, который сразу не ощутишь, только спустя время, можно было понять, что, к чему. Надо было вписаться, в этот мирок, посторонних туда не пускали..На грузовых судах, такого не было. Я пришел временно, и этот мирок понял, вглубь не вникал, пусть тешаться.. Специалисты ледокольщики, конечно были хорошие, и из их, складывался костяк экипажа. Я занимался в ремонте своей работой, а вечерами посещал автокурсы. Направляли на ледоколы и людей, которые, каким то образом проштрафились –лишенные визы, имеющие взыскания,(на исправление, и такой был метод) т.к. ледоколы в основном работали в каботаже –Магадан, Ванино, Сахалин, пролив Лаперуза, Арктика. В период Арктической навигации, радисты ледокольщики, и сухогрузов, командировались на береговые радиостанции Арктической трассы – Певек, Зеленый Мыс, Чекурдах и др. Кстати, на береговую р/станцию порта Зеленый Мыс, были направлены Николай UA0LEK (SK), и Олег(sk) - оператор UA0KKD, UA0KKT. Эти радисты, в дополнении к штатным береговым радистам, обслуживали судовые каналы связи. Кадровики с трудом, заставляли людей, ехать в такие командировки . Север есть север, это не бананово - лимонный Сингапур, в который каждый мечтал попасть. На р/станции Зеленый Мыс, был дружный девичий коллектив радисток. С одной из них RA3RPW Валентиной, обмениваемся на «ОК» сообщениями до сих пор.
После ремонта, ледокол «Адмирал Макаров», вышел в Магаданскую зимнюю навигацию, проводить суда сквозь ледовые поля. Самостоятельно, обычные суда не ходили, только имеющие усиленный ледовый класс, как мы их называли «броненосцы» - д/э «Ангара», «Енисей» и др. Работа была интересная по своей специфики. Проводили сквозь ледяные торосы, как одиночные суда, так и формировали караваны. Ледовая обстановка была тяжелая. На ледоколе был вертолет с ангаром, экипажем. Перед проводкой, взлетал вертолет, пролетая над льдами, отмечал, где лед в разводьях, трещинах, чтобы безопаснее вывести или завести в Магадан суда. С вертолетом был постоянный канал связи на УКВ и все разговоры, записывались на магнитофон, с проволочной лентой. Выводя суда, к нам не раз обращались рыболовные суда, застрявшие во льду, на свой страх и риск, залезшие в лед. Капитан, если позволяла обстановка и время, из своих личных побуждений и состраданий к таким судам, прокладывал курс поближе к ним, лед ломался, горе суденышки рыбачки выходили, и по УКВ благодарили его. Это были 90-е лихие годы, маленькие судовые компании, кое как существовали, и бывало, что суда просто бросали во льду, экипажи снимали, оставляли охрану. Такие случаи были в Татарском проливе, в р-не западного побережья Сахалина, застряли несколько судов. Охрана по тропке по льду, через торосы, налаживала связи с местным населением, решали вопросы с продуктами, топливом. Ждали весны, когда будет подвижка льда, Корпус судна, мог не выдержать навал ледового поля, что грозило затоплением. Бывали тяжелые случаи, когда суда выводили из ледового плена , месяц и более, ломая с трудом 1,5-3 –х метровые льда.
В ДВМП, было несколько различных классов ледоколов –«Москва», «Ленинград» «Магадан», «Ермак», «Красин». Ледокол «Капитан Хлебников», совершал ледовые круизы с туристами, мог взять на борт 110 туристов, экипаж 76 человек. Совершал круизы по канадской Арктики, Гренландии, Антарктиде, также проводил ледовые операции на шельфах «Сахалин-1»,» Сахалин-2.» и др. Сейчас с бортов ледоколов, исчезла абвеатура FESCO,появилась РОСМОРПОРТ - суда переподчинили
В свое время, на л/к «Адмирал Макаров» в Арктике, работал радистом Олег RW0LOG (sk),т.к. у него не было разрешения работать /мм ( в те времена, надо было получить разрешение в РЧЦ), работал, как RW0LOG/0. (Ранее мы с ним работали на одном судне). Вместе с ним, на ледоколе работал и Володя RW0LKB, но в эфир не выходил. В порту Певек, к ним на борт судна приходил, знаменитый полярный радист Юра UA0KCL (sk), незабываемые встречи. Впоследствии Олег и Юрий, переехали в подмосковье, где я с RW0LOG встречался. На лк «Москва» в конце 60-х работал радистом, оператор UA0KKD, UA0KKT Олег Кулешов, личного позывного не было( sk),который впоследствии, был командирован на Зеленый Мыс.(указано выше). Печально, сколько (sk),вечного полета Вам ребята, в эфире. В конце 90-х, 2000-х годах, в эфире работало много приморских, сахалинских, камчатских /мм. Вечерами 80-ка была забита SSB /мм. Также, встречались и на dx трассах. У меня был постоянный трафик с UA0LVZ/мм (сейчас RA0LV). Володя находился в наших морях, меня же носило от Анголы до Панамы –по волнам по морям, нынче здесь, завтра там…
Как то, реф.судно нашей компании в 2007 зашло под выгрузку в Певек, и знакомый радиоэлектроник судовой, зная мое увлечение, договорился и встретился на судне, с местным HAM с мыс Шмидта, Александром UA0KCX. Он, как раз был в Певеке в командировке.
Ледовые эпопеи - В феврале 2005, работая на танкере, с усиленным ледовым классом, получили команду, вызволить из ледового плена немецкое судно «Passat», которого зажало у восточного побережья о.Хоккайдо. В течении ночи, ломая метровый лед, вывели судно на чистую воду, получили благодарности от капитана судна, пожелали им 7 футов под килем, легли каждый своим курсом. Далеко не успели отойти, снова команда - с того же района, залива Абасири, вывести два небольших судна. Один из них буксир-спасатель, нашей компании, который обеспечивал работу небольшому рыболовному судно, в результате зажало крепко обоих. Была ими получена команда от руководства, если будет лед зажимать – высадиться экипажу на лед. Как папанинцы. С выводом этих судов, возникли трудности, лед не давал возможности развернуться нам, обколоть их. Ночь, ничего не видно, простояли до утра. Дрейфуем все трое, вместе со льдом, к берегу. Надежда, ветер поменяет направление. Появились небольшие разводья, с трудом развернулись, двинулись вперед, расширяя канал для каравана. Борта у двух судов, не для плавания во льдах. Работали они на удачу, везенье, которое заканчивается морской трагедией. Вывели их на чистую воду, пошли по назначению. В зимнюю навигацию в проливе Лаперуза (Сахалин-Хоккайдо), работают наши ледоколы, но не всегда, бывает только у порта Корсаков.
В другом случае, лед нам помог, выполнить спасательную операцию в Охотском море. Так же, получили команду, следуя с Аляски, идти на спасения БАТМ «Экарма-7». Штормовое море, не позволяло взять его на буксир и снять экипаж. Пришлось идти, под Магадан в лед, где сняли экипаж , доставили его в Пусан. Другой буксир, отбуксировал БАМТ в Пусан, но в открытом штормовом море, пришлось на некоторое время, нам брать на буксир, эти два судна. Некоторые события ,описанные здесь, уже были ранее мной, опубликованы, все пересекается, как волны в океане...
После Магаданской навигации, наш ледокол зашел Владивосток, чтобы подготовиться, уже к Арктической летней навигации. Я списался и получил предложение работы на иностранном судне, под Панамским флагом, но принадлежащее грекам, предложение принял. Принял дела в Ильичевске (под Одессой), совершили рейс: Пирей -Монреаль –Чарльстон (США) – Бразилия – обогнули по каналу Огненную Землю – Япония. Рейс прошел благополучно, в Японии нас сменил другой экипаж. В конце 90-х, на судах стали устанавливать радиоаппаратуру нового поколения ( ГМССБ (GMDSC), как посчитали, квалифицированного радиоофицера держать в штате сухогрузов незачем, штурмана справятся, прошедши обучение. Обучение то, они прошли, а вот, кроме нажатия кнопок… !!! На рыбодобывающем флоте, радиоэлектроники остались, обслуживать рыбопоисковую и другую аппаратуру.
В январе 2022 Владивосток зашел атомный ледокольно – транспортный лихтеровоз «Севморпуть» С Петербурга, через Арктику, через 22 дня, доставил металлоконструкции в Находку. Конечно мощь, ломает торосы. Вспоминаю 1989 год, когда он же, зашел на рейд Владивостока. В городе начались протестные митинги, опасаясь радиации, которую ранее в Приморье пережили. Атомоход ушел восвояси. ….
-
Вложения
-
- о.Русский с пингвинами
Последний раз редактировалось
UA0LKM Вт окт 10, 2023 7:51 am, всего редактировалось 3 раза.