UA0LKM/mm По морям и океанам...
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Вт апр 27, 2021 12:47 pm

    Немного истории,с животными на борту судов. По Правилам, нельзя было держать на судне, собаку ,кошку и др. На каботажном флоте, проблем не было, в загранрейсах – да. Но, морская и так ограниченная жизнь, вносила корректировку. И вдруг, появлялись на борту кошки, собаки,обезьяны,с молчаливого согласия руководства. В 1973,зашли в Читтагонг,Бангладешь, где работала русская экспедиция,по разминированию порта. У причала стоит баржа,у трапа вахтенный матрос,постреливает с рогатки по крысам на причале,которых видимо,невидимо. Подходим к трапу,матрос отлучился,но вместо него,завидев нас,громко завизжала обезьяна. Услышав ее визг,матрос появляется на трапе,машем руками,спустить поговорим. Спускается и говорит,когда я занят другой работой,обезьяна,никого не пропустит по трапу – это мой надежный помощник - вачман.

    Перед Читтагонгом,заходили в Гонконг. Стояли на рейде, с китайской джонки,упала собачка – китайцы,ноль внимания. Наши матросы,выловили собаченку и назвали Мао. Эта Мао,прошла с нами,годичным рейсом до Одессы, Херсона, вокруг Африки, Совгавани. Натаскали собачку,на зеленый цвет – опасность (цвет фуражки пограничников,которые приходили нас оформлять в загранрейс). Как только увидит – не найдешь ее. Очень любила овощи,капусту.Пришвартовались в Совгавани к причалу,Мао сбежала,надоело ей,эти судовые электромагнитные поля,ограниченное пространство. Член экипажа,хотел забрать ее с собой в дом-не получилось.

    На ледоколе ДВМП, была обезьяна Яшка,ходила с ними в Арктику,хозяином был радист Виктор. Рассказывал,если кто,ее обидит на борту,пощады не жди. Дождется,когда хозяин каюты уйдет,и перевернет все. Приходом Владивосток,хозяин брал Яшку с собой,и шел в ресторан «Волна»,на морвокзале. Садился за столик,рядом Яшка. Это,было,что то. Посетители тянутся к этому столику,несут яства Яшке, подсаживаются к хозяину,угощают его – нос в табаке,минимальные расходы. Когда уходит эта компания,Виктор несет сумку,груженную яствами.

    Работая в ДВМП, на ББС (барже-буксирный состав),завели кошечку Муську. Ходили на Японию,с Восточного порта,Находки. Появились на борту мышки (залазят с причала по швартовым концам,обходя спец щиты). Муська с ними быстро справилась. Сидела часами у отверстия, не шелохнувшись. Была очень акуратная,боцман не мог найти место,куда она справляла свои нужды. Приходом Японию, Муська,сходила на берег, находила своих собратьев, и приходила,только к отходу. Где она была – неизвестно,вероятно в частных домах японцев,где были кошки. В Японии,кошки по улицам не бегают,все они на поводке,как собаки,у домов. Это ценность японцев. В результате этих походов,появились на борту котята. Очередным заходом в Японию,раздарили японцам – с удовольствием брали,можно сказать – расхватали. И вот однажды, ушедши в очередной вояж на берег,Муська к отходу не вернулась. Лоцман на борту волнуется,отход задерживается (попросили подождать),даем гудки – Муськи нет. Так и отошли без нее. Загуляла - на улице не останется,на поводок возьмут,будет жить при доме.
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пн май 10, 2021 3:43 am

    В эпизодах, невозможно не вспомнить, традицию работников Дальневосточного морского пароходства, Администрации города, общественности, почтить Память 9 мая, моряков торгового флота, отдавших жизни, в военных конфликтах. Ежегодно, у Памятника моряков, собираются работники, ветераны ДВМП, Администрация города, жители, чтобы возложить венки, цветы к монументу. Торжественное мероприятие, начинается до Парада Победы. В почетном карауле, со знаменами у Монумента, застыли капитаны ДВМП, горит Вечный огонь, выстроились в строю роты курсантов Морской академии (ДВВИМУ),оркестр. Минута молчания, звучит траурная музыка, происходит возложение венков, цветов. На плитах у Монумента, выбита названия погибших судов и строки : Когда опасность Родине грозит, торговый флот, становится военным. Торжественное возложение и почтение памяти, происходит и в Праздник Морского флота, которое отмечается, в первое воскресенье июля. Принимаю активное участие, в этих мероприятиях, совместно с Советом Ветеранов ДВМП, которому отдал 32 года, а в целом флоту 50 лет !. Приглашаю принять участие, всех бывших моряков ,ветеранов флота, в эти торжественные дни. Встречаемся, обмениваемся воспоминаниями, о нашей трудной работе в морях, океанах земного шара, ведь нас становится, все меньше и меньше…
    Вложения
    P1080307.JPG
    Вечный огонь у Монумента
    P1080310.JPG
    P1080316.JPG
    С капитанами ДВМП
    P1060568.jpg
    с председателем Совета Ветеранов ДВМП
    P1070976.JPG
    P1070077.jpg
    Группа Ветеранов
    P1080337.JPG
    Фронтовые 100 грамм 9 Мая 2021
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пт май 28, 2021 9:07 am

    В эпизодах морской жизни, чего только не случается, и казусы, и радости, печали, куръезные случаи. Выгрузились в японском порту, готовимся отходить. На штурманском мостике, на палубе, экипаж готовится к рейсу. Штурмана готовят карты на переход, боцман с матросами, на палубе, вечно, что то, сматывают, наматывают, смазывают, ставят грузовые стрелы по походному, крепят. Стрелы закреплены, поднимаю главную средневолновую антенну 410-512 кгц.

    Оглядываю акваторию порта, прямо по курсу, куда будет отходить. Странным показались непонятные маневры японской шаланды, и что она здесь делает. Акватория порта, заходят, выходят большие суда, трафик движения напряженный. По всему - этой шаланды здесь не место. Поднимаюсь на мостик, включая РЛС - шаланды на экране нет, хотя, невооруженным глазом ее видно хорошо. Заостряю внимание штурманов. Возможно, по дистанции, она в мертвой зоне РЛС или полностью деревянная, нет отражения. И, такое бывает. Шаланда нас видит, мы начинаем отшвартовку. Акваторию накрывает туман.

    Отходим, ведем наблюдения в РЛС – чисто. Спустя, какое то время, ощущаем небольшой удар, по корпусу судна, на баке. Боцмана срочно на бак, осмотреться. Докладывает – столкновение с шаландой, она находится здесь же, недалеко, просматривается в тумане. Расстояние небольшое, вызываем по УКВ на связь - отвечает. Спрашиваем - проблемы есть, помощь нужна? Проблем нет, помощь не требуется, отвечают. Некоторое время, ждем, машину стопорим. Шаланды потихоньку отходит, скрывается в тумане. Спустя время, ложимся на курс. О происшествии, записываем в судовой журнал, мало ли, что, дело ведь серъезное. Зашли в Находку, погрузили лес, и опять в Японию.

    Приходом порт, приходят японские власти, и заявляют, что мы, тогда то, утопили шаланду. Показываем судовой журнал, с записью, объясняем. Не соглашаются - утопили и все. Сообщаем о ситуации, нашему представителю ММФ в Японии. Приезжает, показываем, объясняем. Он понял, проверим говорит, по своим каналам, ведь официально, нигде о аварии, ни слуху.

    Недели, через две, представитель сообщает нам, что шаланда найдена, искусственно спрятана, в одном из портов Японии, определен и владелец - жив, здоров. Она была застрахована, и владелец, решил, таким махинаторным образом, получить страховку. Хорошо, когда кончается хорошо, ведь экипаж был в напряжении.
    Другая подобная ситуация, произошла в Бангкоке, когда работая на Индийской линии, стояли под выгрузкой. Прошла информация по линии Мид, что на наше судно, было произведено нападение людьми с автоматами, и похищено, кое что, из груза в трюмах. Экипаж в шоке. Когда, где, кто видел ? Экипаж не видел, так были ли вообще, нападающие? Странно. По линии МИД , по своим каналам, было установлено, что никакого нападения не было. Кому то, с какой то целью, надо было, эту дезу подбросить руководству ДВМП, или ,что то, скрыть.

    Продолжили дальше рейс. Рейсы были напряженные ,при стоянках в портах Индии, под выгрузкой. Дополнительно, выставляли в ночное время, вахту на палубе, чтобы исключить воровство из трюмов. Надо было смотреть и за теми еще, докерами, и за посторонними людьми, поднимающиеся по веревкам, якорь цепям, с морской стороны. Интересная ситуация с докерами. Компания нанимает докера, тот в свою очередь, нанимает того, кто действительно будет работать, вечером делят деньги. Поэтому на борту много было людей, не поймешь, кто работает, кто шатается, что бы открутить, чего нибудь.

    Каюты, служебные помещения, кладовки- на замках. Рефмеханик, обходя трюма ночью, обнаружил посторонних. Они наставили на него пистолет, и показали, падай лицом на палубу, после чего спрыгнули за борт, где их ждала лодка. После этого, рефмеханик, категорически отказался от ночных обходов. Хлопот было достаточно.

    При отходе с Манилы, Филиппины, боцман вирает якорь. Докладывает-идет тяжело. Заглядывает через борт, видит, на якорных лапах, огромный кусок камня. Майнает якорь до дна, может сойдет с лап, вирает - камень прочно сидит. Несколько раз, делали такие операции, с маневрами - нет, сидит прочно. Судно работает по расписанию, ждут в Гонконге. Делать нечего, снимаемся в рейс, заказали в Гонконге плашкоут, чтобы туда якорь опустить, и как то, убрать камень. На следующий день, поднимаем якорь с камнем до уровня фальшборта. Глыба высится над палубой. Пытаемся решить проблему - сварщик раскаляем камень, бьют кувалдой, поливают холодной водой, может расколется – нет, уселся прочно. Впереди ночь, смайнали до воды, на море работала зыбь, покачивало. Утром боцман проверил, перекрестился -камня не было. Избежали лишних расходов в Гонконге.

    Следуя в Бомбей, западным побережьем Индии. По курсу много рыболовных шхун, лодок, снуют туда сюда, пересекая наш курс, не реагируя на наши звуковые сигналы. Рыболовной зоны здесь нет, проложен рекомендованный курс для судов. Ситуация может повториться, как в Японии. Стою в рулевой с 3-м помощником, москвичем, после Одесской ОВВИМУ, тот в напряжении, как бы, не столкнуться. Все время меняет курс. Говорю, было бы судно английское или американское, они бы, курс не меняли. Подверни маленько на ту шхуну, посмотри результат – подвернул. Шхуна, с какой можно было скоростью, резко ушло в сторону и далеко. Больше нам не пересекали курс, вероятно по УКВ предупредили своих.

    Когда буксировали судно на металлолом в Индию, шли вблизи берегов Индии, к буксируемому судну, на ходу, подошло пару катеров, залезли на борт. Оттуда потом, полетели вниз на катера, матрасы, одеяла, разная утварь. Мы, кроме подачи звуковых сигналов, ничего больше, не могли сделать. Капитан передал рдо индийским властям - где ваш Coast Guard (береговая охрана),нас грабят. Ответа не получили.

    Друзья мореманы, подключайтесь, расскажите о ваших интересных моментах в рейсах. Ведь сколько хожено, перехожено…
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пт июл 02, 2021 2:01 am

    Ранее, мной были затронуты вкратце ситуации, при нахождении в рейсах, в различных акваториях мирового океана, используя р/любительский опыт прохождения радиоволн, на различных кв судовых диапазонах, держать устойчивую связь, а значит, не терять управление судном, руководством. Находясь в том, или ином р-не мирового океана, следим постоянно, где, как проходят береговые радиоцентры ММФ, чтобы своевременно, перейти на обслуживания с одного, на другой. Связь не вызывала затруднений, при рейсах в Юго-Восточных морях, внутренних ДВ морях. Ситуации в рейсах разные, радиограммы бывали разных категорий срочности – срочная, весьма срочная, миг - вручить немедленно, аварийная… Каждая категория, имела сроки прохождения, в минутах, десятков минут.. В штате грузового судна, обычно 2 р/оператора, затем одного сократили, остался шрм (нач.рации) один. На котором висит еще, кроме 8-часовой р/вахты, обслуживание радионавигационных приборов- глаза и уши. На пассажирском и ледокольном флотах, была отдельная должность радионавигатора. Вахта 2 радиста была 4 часа ночная, хорошее время для приема-передачи рдо. После сокращения, все ложилось на день и вечер, но когда, что то срочное- да здравствует ночь, отдых потом, может быть…

    В 1973, Суэцкий канал был закрыт, пришлось идти вокруг Африки, в Новороссийск. Передатчик 250 w Блесна. После Сингапура, при следовании на запад, р/центр Владивостока, надо ловить моментами на 22 мгц. Кроме служебной р/связи, надо было еще и обеспечить экипаж возможностью, переговорить с родными по р/тлф. До Цейлона (Шри Ланка),так и сидел на обслуживании Владивостока, вылавливая время прохождения. Но не все просто. Слышу, на 22 мгц хорошо проходит в р/телефонии центр. Зову, отвечает, дает очередь. Если ее дожидаться, проход кончится. Даю срочную на имя нач.смены р/центра, объясняю ситуацию, чтобы обслужили сейчас, т.к. нахожусь в Андаманском море. Понял, дал команду, обслужили нас вне очереди. После рейса, в рейсовом отчете, указал на этот факт, чтобы операторы на центре, учитывали факт Qth. Какие операторы понимали суть, какие становились в ступор – жди. После Цейлона перешел на обслуживание Московского р/центра – операторы очень быстро ,качественно работали – улавливая моменты прохождения, так и обошли Африку, работая 250 w.Следуя далее в Атлантике, прослушиваю Архангельск, Новороссийск, Одессу, чтобы определиться, как они проходят. После о. Мальты, перешел на Одессу – мама не горюй. Операторы работают на пилах, передача рваная, буквы, цифры разорваны, принимать трудно. Не обижайтесь Одесситы, но это так ,вы привыкли передаче операторов Одессы, принимать рваный текст, вам деваться некуда, у нас право выбора. Когда делаешь замечание при связи, обижаются. Через несколько дней, возвращаюсь на Москву – прелесть работать, быстро, качественно, вежливо как в CW, так и фоне.

    В 80-х ,рейс на Владивосток-Канада-Куба. При подходе к Панаме, все р/центры идут плохо, только Новороссийск нормально. Запросил их на обслуживания меня – отказ, мотивировка – не наш р-н обслуживания ! Вот так. В перспективе, я окажусь без связи, без управления судном руководства пароходства, в р-не Панамы, и прохода канала. Через Москву, на пределе слышимости, передаю svc (служебная записка), адресованную в 3 пункта – Владивосток, Москву и Новороссийск, чтобы всю корреспонденцию пересылали на Новороссийск и радиосвязь закрыл (в канале работать нельзя). Новороссийску деваться некуда, я на обслуживании, принимаю свои рдо, а передавать могу, куда удастся Qso. После прохода канала, Москва снова стала проходить хорошо, перешел к ним. В 1991 работая на панамском судне, следуем из Бразилии, Аргентины на Японию, обходя мыс Горн. Там система связи другая – судовладелец, выбирает радиоцентр. Выбрал он мне Чарлстон США. Входим в Тихий, станция начинает замирать, говорю капитану – проблема, тот показывает мне документ-указание о связи. Да, все против меня. Переворачиваю лист, мелким шрифтом написано :радиоофицер, должен выбирать станцию с малыми тарифами, показываю капитану – я этим воспользуюсь и пишу хозяину, так и так, буду работать через Буэнос- Айрес, т.к .тарифы там меньше и связь устойчивая. Почти до Японии работал через Аргентину.
    Стояли под выгрузкой в Эгвекиноте. Ежедневно, надо передавать утром диспетчерскую рдо Владивосток. Можно воспользоваться местной СВ станцией, отнести оператору, тот пока туда сюда, время идет, передает рдо кому то еще промежуточному, и после обеда, ДПР получит диспетчер, чем будет недоволен. Прослушиваю новую частоту на 18 мгц Владивостокского р/центра – идет хорошо, минут через 40 проход заканчивается, на других частотах guhor. Пользуюсь этим коротким утренним проходом, и в течении выгрузки, дней 6,передавал на 18 мгц.

    Часто проходя Малакский пролив, работая на индийской линии, вечером стал прослушивать р/ центр Провидения. Идет хорошо на 4 мгц – такая неожиданность, и очередей то нет. что удивительно, народ не зондирует, не знает о проходе. Вызываю, отличная связь, сдаю все рдо. Постоянно этим каналом пользовался. Тем более на Провиденском р/центре, работал мой друг, однокашник по мореходке, Лев Алексеевич (sk), вкратце тут же, поговорим о житие бытие. Находясь на вахте в р/рубке, другое время ,любил прокручивать Р-25О. Что то, интересное и выловишь. Вот разговор наших гражданских летунов на 12 мгц, в р-не Индии. Идет факсимильная передача Новостей с Африки – принимаю, вывешиваю на стенде, народ читает, смотрит картинки. Идет передача БПЧ Новостей для наших посольств, консульств- принимаю, вывешиваю, чтобы экипаж был информирован, интересен все таки эфир ( в те давние времена),сейчас все по другому, спутники, иннет...,нет той изюминки, все запросто, нажал кнопку – есть связь, а вот найти сгоревший ПР, припаять проводок – проблема, нет р/электроника, эл/механик аппаратуру не знает - ни его заведование, да и запрещено даже электроникам, на свой риск. Были и ранее, на судах( не на всех) спутниковые станции стандарта Инмарсат- А, Инмарсат-В. Обмен на них вели маленький, тарифы были высокие

    Моря и океаны, бороздят суда разных ведомств. Приходилось работать с нашими соседями, в экспедициях и др. Находясь в р-нах Малакского пролива, Андаманском море, спрашивал у нач.радиочасти, на каких частотах работаете с берегом – на 10 мгц отвечает, очень трудно со связью. Да, трудно им, в этих р-нах ,почему такой подбор частот, непонятно, мы на 22 мгц - без проблем. Передавал их родным частные рдо , даже связывал по р/тлф, через УКВ – подносил трубки друг, к другу, успеваю нажимать тангенты –прием-передача. В благодарность, при сближении, перекидывали мне воблу, к пивку то, как хорошо в тропической жаре… Взаимовыручка, на море всегда существовала и существует.

    При дальней связи, всегда использовал на передачу вертикальные антенны, штыри 6 м., на прием разные веревки, опыт р/любителя сказывался. Народ долбит эфир на 12-22 мгц на главную антенну, зачем ? (главная -диполь на 500 кгц,4-6 мгц.). Когда пошли новые передатчики Бриг, Корвет – антенна на ВЧ была штыревая ШПА-11. Также использовал вертикально стоящую АМС-17, с кучей вертикальных проводников. Проводил разные эксперименты с антеннами, благо усилители мощности этих передатчиков(использовал для работы на наших bands,исключая 7 мгц) выдерживали работу вхолостую ( без антенны, по забывчивости). Такие же трудности испытывали суда экспедиции, находящиеся в Читтагонге, во время разминировании порта. В порту награмождение башен, метал.конструкций, что сказывается.

    Много было разных случаев, приходилось вертеться туда-сюда, то на мачту, то в шахту лага, расположенную у днища судна общественная работа и тд. Но ничего, крутились, вертелись и ждали заход в родной порт, испытывая радости встреч с родными, и опять в моря, океаны…
    Вложения
    i1.jpg
    Оператор Провиденского р/центра UPB
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Вс июл 04, 2021 8:17 am

    4 июля 2021 Праздник Морского флота. Обычно, ежегодно, в этот день, Администрация города, Совет ветеранов ДВМП, курсанты ДВИМУ (Морской академии),возлагают цветы, к памятнику Моряков, погибших в военных конфликтах. Торжественное мероприятие, горит огонь, минута молчания. Сегодня, обстановка не благоприятствовала, посещения святого места моряков.

    О море, море
    Преданным скалам
    Ты ненадолго
    Подаришь прибой
    Море, возьми меня
    В дальние дали
    Парусом алым
    Вместе с собой…

    Да, работа на море, оставила отпечаток и память, на всю жизнь. Что пришлось пройти, пережить и выстоять… В рейсах в р-нах действий пиратов, бомбежки, обстрелы Вьетнаме, тревожные рейсы на Кубу, гибли суда и люди. Несмотря на это, надо было возить грузы , зарабатывать стране валюту. Кто не выдерживал, был душой и телом не тот – уходили, оставались мужественные, сильные. Слава им и почет !
    Вложения
    P1080310.JPG
    Владивосток Памятник погибшим морякам
    P1080316.JPG
    У памятника
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пн июл 05, 2021 11:53 pm

    В этом эпизоде, затрону несколько тем. Таможня. При отходе в рейс, с советских, российских портов, перед процедурой таможенного досмотра, экипаж начинала бить лихорадка. Казалось бы, что такого… Однако, при наших правилах, были серъезные, курьезные случаи, бывало заканчивающиеся и закрытием визы на 1-2 года ! В этом случае, ходи на Магадан и Арктику, зарекомендуй себя, получи характеристику, чтобы руководство пересмотрело, спустя время, действие визы. Перед открытием визы, заполняли такие Анкеты – мама не горюй, почерк, падежи, родители, родственники жили, нет за границей (ты их и не знаешь),находились ли, на оккупированной территории, где захоронены родители ! и тд и тд. Все это перепроверяется. Отходим в рейс. Таможня на борту, начинает обход кают экипажа, служебных помещений. Откройте рундук, выверните карман, в самом дальнем висящем пиджаке. Все четко по Инструкциям, все это знали, но человеческий фактор, забыл и получи неприятность. Не дай бог, ты забыл 3 рубля в кармане – контрабанда, не занес (и не сдал в сейф) в декларацию

    После возвращения из загранрейса, все эти вещи, предъявляются (а может ты продал, и заимел несколько USD). Все повторяется, сравниваются покупки с расходованием заработанной инвалюты, не дай бог, не совпадет, значит, где то, чем то, торганул – на Магадан, льды колоть на броненосцах(суда с усиленным ледовым классом), ледоколах. Проверяют покупки, чтобы не было товарного количества – определялось и трактовалось это количество ,по разному. Затем ввели, чтобы покупки, товары, не превышали 50 кг, выше – плати пошлину. В 90-е и 2000-е, как раз, начали возить мебель из Пусана, Ю.Корея, бытовую технику из Японии. Проблема. Чтобы ввезти трансивер ,надо было (да и есть)ОФИЦИАЛЬНОЕ разрешение ГРЧЦ – до сих пор хранится, Акт, оплаты пошлины за разрешение, и чтобы, покупка, не превышала 1000 usd,выше цена – пошлина, с изъятием трансивера на склад

    Увольнение в загранпортах. Были Инструкции поведения и увольнения моряков за границей.
    Мне, как бывшему секретарю п/о судна, это было хорошо известно. Сидит коммисар в каюте, и думу гадает, чешет репу – надо сформировать группы увольняемых из 3-х человек, и, чтобы эти члены экипажа, не были близки по духу (дабы не сговорились в городе, что то, нехорошее предпринять (побег и прочее, побеги редко, но случались). Обязательно группы предупреждались об провокациях в городе, особенно, перед нашими национальными Праздниками. Не разрешалось ходит в форме, сразу видно – русские. Бдительность товарищи, превыше всего. Захожу к нему в каюту ,пьет индийские таблетки- Адельфан от давления, Лив-52 от печени Анатолий Иванович говорю, пойдем в мою каюте, перед обедом… и работа спорнее пойдет - повеселел. Эти и другие индийские таблетки на травах, нам порекомендовали наши представители ММФ, работающие в Индии. С другой стороны, нам их, запрещали привозить. Эти уж, запреты…,а сейчас таких таблеток нет в аптеках. Среди иностранцев в портах, нас сразу опознавали –одеты строго, и тройка лошадей. Кстати, в Сингапуре, очень быстро власти навели порядок на улицах. За брошенный окурок- штраф, город менялся на глазах..

    В загранпортах, было хорошо поставлен вопрос об экскурсиях, массовых мероприятиях, футбол с местными, выезд на пляж, прохождение тропиков, встреча Нового года, игры в гольф-клубе в Сиднее, фирмачи приглашали экипаж в ресторан (Япония, Таиланд). Как все это было организовано, зависило от комисара . Практически, где я работал, это были понимающие люди, в основном с морским образованием - надо дать экипажу отдых, рейсы бывали длительные, напряженные. Встречались и другие, но редко. Когда комисаров сократили(времена стали меняться), многое изменилось.

    В гремучие 90-е, 2000-е, флот торговый, да и рыболовный, стал сокращаться. Люди никому не нужны, пошла тотальная прихватизация, меняются хозяева, зарплату не выдают. В ДВМП было 15.000 человек, 300 судов (могу ошибаться),развита инфраструктура: дома отдыха, детские сады, пионерлагеря, охотничьи - рыболовные базы (на м.Песчаном),своя строительная организация, путевки почти бесплатные в другие дома отдыха и санатории, база снабжения флота, порты Приморья –все исчезло. Такие судьбы и в других пароходствах: Балтийском, Черноморском, Приморском, Азовском и др. То, что сейчас осталось от судов-это крохи, от былого. Судостроительный завод в Большом Камне, это не Китай, где суда строят, прямо на глазах –быстро. Будет интересен этот очерк, не знаю.
    Друзья-мореманы/мм, расскажите о своих интересных рейсах, случаях, каверзах, фото. 73

    Вложения
    P1020265.jpg
    Встреча на конференции с преподавателем ВМУ.
    P1020261.jpg
    Встреча с преподавателем на конференции начальников служб
    о Итуруп б.Касатка 2010.JPG
    тх ТОБОЛЬСК 1966,КУРИЛЫ,курсанты-практиканты слева ДВВИМУ,справа ВМШ,я.jpg
    тх Х.Иогансон Сидней Opera House. В радиорубке суднаю.jpg
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Чт июл 08, 2021 10:40 am

    НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ НАГРАЖДЕНИЕ
    Два каверзных, реальных случая, произошло в процессе, моей работы на флоте. В 1987 работал на контейнеровозе на линии п.Восточный – Австралия, с заходами порты Кобе, Иокогаму, Токио, Гонконг, Манилу, Мельбурн, Сидней, Брисбен. Линия очень интересная, многое можно было посмотреть. Когда нам разрешили брать в рейс жен, брали- полные восторга. Проходим южные моря, Филиппинские острова ,вдоль берегов Папуа Новая Гвинея, Большой Баръерный риф, тянувшихся вдоль восточного побережья Австралии - уникальный заповедник животного подводного рифа. Власти его, очень берегут, поэтому, дабы не было экологической катастрофы, все суда идут под проводкой лоцмана – 3 дня. Капитан с мостика не сходит, в работе оба радара, беспрерывно вращаются антенны диапазона 3 см и 10 см-комплекса «Енисей»+ система расхождения «Бриз», наблюдаю за их параметрами, сбою быть не должно. На р/связи обычная аппаратура –CW NDPD (ПБЧ), Fone. Работает отечественного производства, спутниковая станция «Волна-С» - fone , telex, трудностей по связи нет. Станция на гарантии, когда был ремонт гарантийщиками ,вникал во все тонкости неисправностей, ремонтировали частенько. Обычно выходили из строя блоки питания, от перегрева. Что самому удавалось, что нет. И вот однажды, станция скисла. Перерыл все, где были гарантийщики, сходилось неисправность опять на блоке питания –срывал импульс, не было необходимой скважности импульса. Вроде импульс есть, но не заполнен полностью, контроль показывал срыв . Перешел полностью на КВ, но станция под питанием, сконфигурирована для работы через спутниковую платформу Находки. Штормило, находясь в р/рубке, поднял переднюю панель спутникового телекса, осматриваю внутренности. Вдруг судно резко накренилось, меня бросает в сторону, рукой самопроизвольно опираюсь на пульт управления спутниковой станции, и надо же, кисть руки легла на кнопку SOS - вызов пошел. Странно, в нормальном режиме, станция не работала. Тут же идет звонок на р/телефонную трубку- оператор японской станции Ямагучи спрашивает – терпите бедствие? Объясняю что пошел ложный сигнал тревоги, прошу дать отбой, у нас все в порядке. Тут же перезваниваю на Находку, повторяю ,что это ложный сигнал, японцам уже дал отбой, и прошу эту информацию, довести до головной английской станции. Такова процедура отбоя. Еще раз, мне перезванивает японец, уточняет, у вас все в порядке – подтверждаю. Все стихло, в голове шурум бурум. Докладываю капитану, все предпринял для отбоя - спрашивает, да, согласно инструкции - хорошо. Хорошо то хорошо, да станция в обычном режиме, так и не заработала. Приходом Находку, спецы поменяли очередной раз, блок питания. На этой версии станции, кнопка бедствия, не была закрыта предохранительным крышкой на пульте управления, а на выносном пульте в рулевой была закрыта. Сделал крышку. Съездил Владивосток, зашел службу связи, объяснил. Да все нормально говорят, всякое бывает, отбой верно дал, но служба мореплавания пароходства, ввиду этого случая, сняла твою кандидатуру с награждения «ПОЧЕТНЫЙ РАДИСТ СССР», мы тебя подали на награждение, и сделать теперь ничего не можем. Вот он, каверзный реальный случай № 1.

    После рейса на буксире в Панаму, в 2004 предложили работать в этой же компании, наставником по р/электронике по малому флоту – отказался, еще не находился по штормам, рановато в офис. Принял танкер – рейсы по Азиатско-Тихоокеанскому региону, Аляска, Арктика. Практически всегда, при мне был IC-756PRO, если не приходилось лететь на судно, как в Мурманск, Архангельск . Работал с 80 метров и выше, на буксирах от 160 и выше. Повторюсь, нас было /мм много, в те времена. После 2007, опять предложение перейти в офис – отказ. Предлагают работу на больших рефсудах, оклад выше-отказываюсь. Продолжаю работу на танкере, где все сделал по нормальному, никаких времянок, проводок кое как. Нач.службы связи, как то в разговоре, сказал мне, что представил меня к награде «Почетный радист», слово СССР уже было убрано, согласно новому Указу. Написал кучу бумаг ,говорит. Таким образом, что ли, хотели усадить в кресло ? В рейсах, работа отвлекла от этой мысли, и как то забыл. В 2012, все же, перевели на работу в офис, суда подолгу простаивали без работы, чего сидеть и ждать ?

    Работая в офисе, просматриваю деловые бумаги, и нахожу заполненное Представление о награждении. В кадрах спрашиваю, бумаги ушли в Москву – да ушли и давно. Странно, почему же нет, ответа ? Запросил Москву Министерство, получали такие бумаги,- получали, но конкретно, ничего ответить не можем. Еще раз, спустя время запросил, тот же результат, нет ни отказа, ни Представления. Возможно все было лимитировано, и данный знак, ушел в другое направление. Ничуть не огорчился, не везет мне с этим, повезет в другом…Казусный случай № 2

    Немного про начало внедрения спутниковой связи на судах. В ДВ пароходстве (FESCO),на 1983 год, стояло всего несколько станций на судах. Работая в это время на балкере, возили зерно с Канады, Австралии, начал вникать, в стоящую на судне станцию Японского производства JUE-35. Предыдущий мой коллега, на станции не работал – стоит и стоит. Влез в документацию: станции, тарифы, возможности –все понятно. Чтобы не мучиться на КВ при работе р/телефоном (то слышно, то не слышно), решил попробовать через спутник. Запрашиваю Японскую береговую спутниковую станцию, чтобы соединили с Владивостоком, по такому то, номеру. Оператор говорит, у нас проблема, мы не можем связаться с вашей Владивостокской межгородской станцией(находилась на Ленинской ул), они не знают английского языка. Хорошо, говорю оператору, вы меня скоммутируйте на линию Владивостока, я уж сам, с ними договорюсь. Скоммутировали, я говорю операторам-женщинам –выучите цифры по английски, неудобно получается, не выходим на международную арену, не можем обеспечить сервис обслуживания. Да, да, понимаем, вот такие трудности. Соединили меня с xyl, поговорил. Приходом домой, xyl говорит, после твоего звонка(звонил ей на работу), был звонок , меня спрашивали, кто это вам, звонил из Японии ? Не все, так просто было со звонками из зарубежья… Да, далекие 1983 года, как все изменилось и развилось.
    Почему соединяли через коммутатор, спросите. Просто, тогда еще, не все страны, и станции, не могли произвести , автоматическое соединение. Все осваивалось постепенно.

    Всплыл случай, из армейской службы за рубежом ,касательно радиосвязи. Полк связи, выехал на учения. Для нас, это был, как бы отдых от казарм. Развернули в лесу автомобильные р/станции, установили антенны (диполя),вытащили из кунга бензоагрегат, экипаж готов. Об антеннах. Была антенна Беверидж, что это за антенна, для чего, толком, включая и офицеров, никто не знал. Я ее посмотрел, повертел в руках резистор, для чего он, странно было. Позже уже ясно стало. Нач.р/станции, был очень опытный сверхсрочник, скоростник. Приносят нам радиоданные, частоты и пр. Я хожу невдалеке в лесу, собираю голубику – полно. С машины зовут меня. Экипаж в недоумении –смотрят на полученные частоты и не могут настроить передатчик, приемник. В чем же дело? Оказывается, частоты не на фиксированную кварцованную частоту, возбудитель не может настроиться. Время идет, связь с корреспондентом не установлена, начальство волнуется. Я уже был HAM, работал на коллективке в радиотехническом техникуме и радиоклубе в Харькове. Тогда были отдельный передатчик и приемник, настраивались на корреспондента, по нулевым биениям на приемнике. Знал, что есть функция переключения возбудителя армейского передатчика на плавный диапазон , и уже сам настраивал возбудитель на 14 мгц., на 7 не получалось, только гармоника. Радиолюбительство всегда нами движет, где бы мы, не находились, и как было не попробовать, пока никого нет. Возвращаюсь к теме. Один щелчек пакетником, перевожу возбудитель в плавный диапазон, настраиваюсь на нужную частоту, посредством небольшого плавного приемника, на котором обычно слушали музыку, по нулевым биениям. Все настроено. Ранее, на плавном приемнике, корректором, выставил эталонную частоту, затем перепроверил передатчиком. На кварцованном приемнике, просто увеличиваю полосу пропускания . Зовем корреспондента – QSO есть, затем на него настраиваю плавный приемник. Пригодился ранее полученный небольшой опыт, получил благодарность командования. Служба была связана с работой в эфире, а начиналось все со школьной скамьи, и по настоящее время 2021.

    Вложения
    S6300191.JPG
    В рулевой
    P1010046.JPG
    В офисе,капитаны-наставники, нач.службы связи
    P1080386.JPG
    Экипаж радиостанции
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Чт июл 08, 2021 10:52 pm

    Небольшое дополнение к службе. В одной роте со мной служил Николай Соляник. Спустя много лет, случайно в соцсетях встретились. Началась переписка, воспоминания. После службы Николай окончил МГУ журналистику. В 2018 написал книгу о нашей службе - Как я был «оккупантом"-, прислал мне книгу с авторской надписью. В процессе воспоминаний, я дополнил его повесть новыми событиями. В результате, Николай переиздал книгу, она появилась в литературном альманахе « Небожители подвала» № 26, 27,28,29. 2020 году. Прислал мне эти номера. Интересно, конечно было почитать. Сайт альманаха //nebopodvala.com где можно прочесть повесть. Скажу вам, содержание альманахов, очень интересен своими очерками, прозами, критическими высказываниями членов союза писателей.
    Вложения
    P1080388.JPG
    P1080389.JPG
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пн июл 12, 2021 11:48 pm

    Немного QSL обмене. Просматривая свои логи, больше вижу в них свои отметки, об отправке, чем о получении. Вначале своей работа в эфире, отправлял всем подряд. Просят при связи, кто на Диплом, кто получить красивую QSL/mm. Отправляю, а в ответ тишина…Прекратил такую практику, а внедрил QSLL – получил, отправил. Отправлял даже с острова Маврикия, на Аляске с порта Дач Харбор (для HAMs USA),находясь в С.Петербурге, передавал для отправки через знакомого, также через Геннадия UX5U0. QSL по Украине. QSL заказывал у UX5UO Киев, получалось дешевле с пересылкой, чем у нас.

    В логе наткнулся на запись связей, когда следовали в Анголу и находились в Индийском, между о. Реньен FR7 и югом Мадагаскара. На 14 мгц 4/8 2002 QSO RW0LDS Сергеем, 9J2CA Lusaka, W5IZ XE2P W6TFL CO2EX Havana, RW4NA LZ2OG R3AL/mm – находился недалеко от Провидения ! , UA9MQQ DL1ET… - проходы в обе стороны земного шара, через 2 океана.

    В конце 90-х, работал на различных судах – лесовозах, принадлежащих частным компаниям, государственные стали разваливаться, как и все остальное в стране. Настала неразбериха с загранпаспортами моряков и рыбаков. Министерства были разные, паспорта разнились. При направлении на суда, нужно было в конторе капитана порта, поставить штамп о прописке на данное судно , в данной должности, и можно направляться на судно. Владивостоке поставить такой штамп, было проблемой ,мотивировки разные, абсурдные. Приходилось ехать даже в порт Ольга, чтобы поставить заветный штамп, все стало платным .Работал на камчатском лесовозе, приписан он к рыбному порту. Грузились в портах Приморья, Хабаровского края – проблем никаких. Основной костяк экипажа с Камчатки,3 штурмана и я, запрошены были с ДВ пароходства (людей у них не хватало). Заходим Владивосток, грузимся лесом. 3-й помощник пошел оформлять отход на Японию – прибегает и говорит ,всех штурманов и начрации снимают, у них паспорта моряков, а надо рыбников. Парадокс и только. Надо искать новых людей, судно задерживается. Я говорю капитану, у меня есть знакомый нач. отдела в конторе капитана порта (ранее работали вместе на судах пароходства, знались семьями), сходи сам, поговори. Сходил, добро на выход получен, но сказали в следующий раз, не прокатит. Когда с капитаном прощались (мы вылетали с Камчатки домой),я на память, надписал и отдал ему свою QSL,подожди говорит, у меня уже есть визитка с позывным. Приносит, оказывается, мой предшественник коллега, тоже был с позывным, фамилия Грибунов, кажется с Уссурийска, позывной его не помню, в списках членов клуба, его нет. Да, великие были времена, неразбериха, шатания туда-сюда... Проблемы были при заходе Владивосток и при привозе и оформление авто с Японии. Приходилось ехать в Находку или Порт Восточный, чтобы оформить в таможне и поставить на учет –быстро, ведь судно не ждет, надо в рейс.
    Вложения
    62325-1-f.jpg
    Однополчане, центре UA0LKM
    DSC00045.jpg
    Плот в штормовой Индийский
    IMG_2662.jpg
    Адак Аляска. Берегу казармы USA
    DSC00095.jpg
    Богатыри...минуты отдыха Тихий океан
  • UA0LKM
    Сообщения: 144
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Чт июл 15, 2021 12:53 am

    Вращались мы вокруг шарика, как спутники. Все пришлось хлебнуть: радости, печали,потери, расставания, встречи, пираты, пулеметные очереди. Пересекались курсами и работали вместе с рыбаками (адский труд), с ВМФ, оказывали помощь при бедствии, пожарах – брали экипажи на борт, освобождали зажатых льдами суда. По просьбе РАС, зондировал частоты, когда со связи пропал Федор Конюхов. Радостные встречи с коллегами по нашему хобби, в портах Магадан(незабываемые встречи несколько раз, большая группа), Петропавловск Камчатский UA0ZDE Валерием однокашником по мореходке, Сидней VK2AOT, Пусан Ю.Корея HL5AP mr.Cho был у меня на судне, я у него в BNCSHOP,кое что приобретал, Сингапур, встреча в Индии, затем в Намибии с Володей RW1AY/mm (sk} встреча в Архангельске с Борисом UA1ODM, Сергеем UA1OIL - был полярным радистом, работал на З.Ф.И. затем он переехал RM4Y (sk). В 1967 в Ниигате, ориентируясь на антенну зашел в дом к JA0DHK, который вручил мне свою QSL и журналы CQHAM. Cпустя много лет, опять в Ниигате, на борту судна побывал JA0FVU со товарищи, в Ванкувере Канада, пригласил на судно местного HAM (после были разборки с комиссаром - кто, что, зачем). Не состоялась встреча острове Маврикий. Встречи, встречи, расставания…И снова, и снова, шли в моря, океаны, ломать льды, преодолевать убийственные волны Южной Африки, шторма родного Тихого океана. Не роптали, не ныли, омываемые морским бризом, мы только закалялись. Sorry, несколько высокопарно, но так, друзья..

    Встречаясь с соратниками по флоту, вспоминая минувшее, где слезинка пробьет, где улыбка. Заходя недавно июне 2021 в Совет ветеранов Дальневосточного морского пароходства (где еще сохранились Советы?), все меньше и меньше приходят ветераны… Спрошу про одного, второго – ушли, ушли в эфир небесный…, как нет уже, некоторых членов нашего родного, Приморского радиоклуба, в стенах которого, мы все начинали, вечного полета им в эфире. Редеют наши ряды, и мы уже ex /mm, седина, но не уходим из эфира, продолжая наше радиолюбительское движение, начатое старшими товарищами, по мере своих возможностей, здоровья. Все же 73 друзья
    - Спасибо, друг, семь-три, привет!
    Опять к эфиру вопрошаю:
    - Что, больше прохождений нет?
    Что ж, передачу завершаю.


    Вложения
    DSC00095.jpg
    Богатыри, минуты отдыха
    1516100352_litus_sa1.jpg
    Сережа Литус молодость RC0LAP (sk)
    P1080394.JPG
    Память о встрече с JA0DHK
    P1080393.JPG
    Встречи, встречи с экипажем
    P1060359.JPG
    Мои года, мое богатство...
    DSC00107-min.jpg
    Зубастая на крючке

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей