UA0LKM » Сб мар 27, 2021 1:23 am
ЭПИЗОДЫ МОРСКОЙ ЖИЗНИ
В эпизодах, вкратце, буду описывать интересные события, встречи с радиолюбителями, как в зарубежных, так и наших портах, но без работы в эфире.
В периоды учебы, работы, на коллективке UA0KKT (мореходная школа ММФ при ДВМП, на 1-й речке), приходило много QSL,т.к. мы, сутками стучали ключем. Уже работая на судах, заходили на нашу станцию, работали, просматривали карточки. В 1968 г. планировался рейс на Ванкувер. Нашел Qsl карточку канадца с Ванкувера, на ней был указан, номер его телефона. Приходом Ванкувер, прозвонил ему, пригласил на судно. Приехал вместе с женой. Им было, очень интересно, посмотреть судно. Ходили и восхищались, судно было новое, грузились пшеницей. Показал радиорубку, завязалась интересная беседа, в которой участвовала, и его жена. Это событие, не прошло мимо, бдительного ока, комиссара (помполита). В разговор, не вступал, молча крутился рядом. После прощания, благодарности с их стороны, был вызван на ковер. Кто такие, зачем, почему ? Объяснять, Это все равно, что объяснять в ЖЭУ и получить ключи от крыши дома. Объяснил, показал карточку канадца - взял, переписал. Ну все равно ведь, ничего он не понял. Кое как, вопрос этот, с повестки был снят. А напиши он, в Донесении этот факт – визы мне и заграницы, не видать бы больше - Магадан, Арктика, вот и вся бы, перспектива была.
В том же году, стояли под выгрузкой леса в Ниигате. Иду по улице деревеньки, частные дома. И вдруг, на крыше дома, стоит антенна Яги. Наш товарищ. Прилично, не прилично -тук, тук, маси, маси. На пороге хозяйка. Показывая на антенну, спрашиваю, кто и где, хозяин антенны. И тут, подкатывает велосипедист – хозяин антенны. Молодой парнишка. Объясняю, кто я такой, приглашают в дом. Усаживают, чаепитие. На столе у JA0DHK, 15 ватный трансивер, в те времена, нам такие не снились. На прощание Katsu, дарит мне японский журнал CQ HAM RADIO, и подписывает свою QSL. По состоянию, на 2021г., эти реквизиты у меня хранятся (на фото). В 2000 г.(спустя 30 лет),при подходе к Ниигате, заранее сообщил JA0FVU Ниигата, с которым было много связей, о своем подходе, пригласил на судно. Приехали двое, стол в каюте накрыт, потекла неторопливая беседа. Перед рейсом, Евгений RW0MM, передал коробочку с презентами, для одного из радиолюбителя, который приезжал Владивосток, и работал на УКВ с Японией. Коробочку передал им, для доставки адресату. На следующий день, японцы приехали, подарили мне, годовую подписку CQ HAM RADIO, часть из которой, я передал в 2019 на RZ0LWA. Показываю им QSL,подписанную мне в 1968 г., засмеялись – знали бы раньше, говорят, пригласили бы Katsu, он теперь большой человек. В другом, маленьком порту, в 100 м от причала, увидел в частном доме, диполь. Во дворе, никого не было. Написал на своей QSL,что стою рядом, приглашаю в гости, и положил карточку на видном месте. Начали отходить от причала, вижу бежит человек к судну, видя отход, остановился. Наверно, это и был Ham JA. При случае, всегда старался встретиться с коллегами.
В конце 1960, направили работать ,на пассажир «Советский Союз». Огромный (по тем временам) лайнер. Ходил на Камчатку и Курилы. Штат радистов был большой. Мне не нравилось работать на пассажирах. Свой устой внутренней жизни, вечная суета. Переговорил с нач.р/станции, что хотел бы уйти, на отгул выходных дней (списаться)- отказ. Ладно. Как то, сижу в радиорубке, и на ключе выстукиваю CQ CQ de UA0KKT (коллективка мореходной школы), ключ от передатчика отключен. На следующий день, вкрадчивый разговор со мной, нач. р/станции - Занимаешься ли коротковолновым спортом, и т.д. Занимаюсь, показываю QSL карточки. Рассказываю об этом коллегам на судне – так нач.рации, прослушивает в своей каюте, все наши работы на ключе – отвечают. Все стало на место. Вскоре, после окончания рейса, предложил мне, отгулять выходные. Испугался, что я, выйду в эфир. Таким образом, я ушел с пассажира, да здравствует торговый флот !
В 1997,работая на контейнеровозе, на Австралийской линии в ДВМП, грузовые операции в Сиднее, пошел прогуляться, по набережной Сиднея – красивейшая бухточка. По дороге, стоит небольшой дом, на крыше, опять Яги. Была, не была. Поднимаюсь на 3-й этаж, магазин, вхожу. На полках, – трансиверы, антенны разные. Знакомимся, продавец VK2AOT Devid. Приглашаю на судно. На следующий день приезжает. Посмотрел радиорубку, говорит, что ему нужны лампы GU-74B, собирает на них PA. Решили вопрос с лампами. Австралия, интересная страна. Собрала у себя, все поколения русских – белую гвардию, предателей Родины в ВОВ, русских с Китая. В Сиднее был русский клуб, где пришлось побывать. Там собирались, все поколения русских, но сидели отдельно, между собой у них, не было контакта. Существовало Общество дружбы «Австралия-СССР».Председателем была, знаменитая баба Моля, которую знали, все моряки. Она дарила на суда библиотеки, разговорники. Организовывала экскурсии, выезды на природу, которые были интересны. Русские эмигранты, приезжали на суда, приглашали к себе в гости. Так, мы узнавали, их уклад жизни, интересы, жили они все, в частных домах, неплохо. Их интересовало все о СССР - тоска по Родине. Много было, интересных людей Кто то, из них, ездил к родственникам, проживающих в СССР, кто нет - значить, были причины.
Курьезный случай произошел в одном из портов Австралии, восточном побережье, зашли туда, в канун Нового года. Таможня проверила Декларации, все вроде нормально прошло, и удалилась. Было время, очередной борьбы, в нашей стране, с алкоголизмом. Естественно, каждый член экипажа, взял, то ли Шампанское, то ли коньячишко, для встречи Нового года. Зная русскую натуру, таможня засомневалась фактом, отсутствия в Декларации, спиртного. Пришли с повторной проверкой, старпома на борту не было, встретить таможню, и пригласить на кофеек, некому было. Пошла таможня по каютам, естественно, в рундучках нашли веселительные напитки. Отнесли все капитану, и удалились, сказали, что претензий не имеют, но чтобы экипаж, следующий раз, заносил в Декларацию. Капитан был хороший и понимающий человек, вызвал меня в свою каюту, показывает на стол, где выстроились в ряд бутылочки, где твоя - говорит, забирай. Спрашивает, в чем дело, почему никто не занес в Декларацию. Поясняю, помполит запретил заносить- борьба с алкоголизмом. Хотя, членам экипажа, положено, при нахождении судна в тропиках, выдавать ежедневно, сухое вино.
В 1992, работая на панамском судне, экипаж русский, заходим с Монреаля в американский порт Чарльстон. В бухте стоят корабли ВМС Америки. Непонятно, так не бывает, на базы, никогда не пускали. Приходит Coast Guard и в ужасе, что экипаж русский. Предъявляют претензию капитану, что тот, не сообщил об этом. Тот вызывает меня, передавал радиограмму? Конечно, приношу радиограмму, с пометкой, о передаче и получения Qsl, от береговой станции. Думают, потом решают, капитана и радиоофицера, на время грузовых операций, отправить с судна, в гостиницу. Думаем, для того, чтобы не переписали, номера кораблей, не делали фото. Два дня, с капитаном, прожили в гостинице, питались, за их счет, что закажем, в ресторане. Нормально отдохнули. Когда, судно уже выходило с лоцманом, только тогда, нас катером, доставили на борт, последовали в Бразилию, Аргентину, обошли внутренним каналом Южную Америку, далее на Японию, где сменились, и на пассажирском судне ДВМП, вернулись Владивосток.
В 80-е, 90-е годы – началось машиновозное время с Японии. Обратными рейсами с Японии, везли на судах, б/у авто. Что только, членам экипаж, выпадало на долю, казалось бы, обычную процедуру ввоза. Времена были гремучие. Перегоняя авто с Находки, Восточного порта, Славянки, Ольги на Владивосток, выгружая на причалы, подвергались угрозам, разным провокациям, так называемой « крутизны»-лихих ребят. Цель - отобрать авто, скупить за бесценок. Информация поступала им, какими то, путями, возможно даже, от членов экипажа. Чтобы, это исключить, при передаче частных рдо, при намеке в тексте, на кодовое слова, неясное выражение, менял текст на безобидный, без извещения подателя. Вроде не тактично, но безопасность, превыше всего. Часто, при перегоне авто, нанимали вооруженную охрану.
Стояли на рейде Пусана. Штормовая погода. Судно – ББС (баржо-буксирный состав),их было несколько в ДВМП. Ветер усилился, нас стало тащить к берегу, якорь не держит. К тому же, наша якорь цепь, переплелась с якорь цепью, другого судна , суда стали сближаться. Капитан в отчаянии, маневры ограничены, действия не помогают. Я связываюсь с координационно-спасательным центром Пусана, объясняю обстановку, ответ - мы ничем вам, помочь не можем, большая волна, спасатели не могут выйти ! Приехали ! Суда сближаются. Капитан, хватается за сердце, команду принимает 2-й помощник капитана - выдержка, хладнокровие, делает разные маневры, с целью расцепиться якорь цепями, с соседним судном. Ситуация экстримальная, на акватории порта, на виду у берега, произойдет непоправимое. Связываюсь с спасательным центром Владивостока, объясняю ситуацию, ответ – а чем, мы можем помочь ! Говорю, решайте аварийную проблему, переговорите с корейцами. Никаких действий. Наконец, удается распутать цепи, и работая машиной, отойти от судна и берега, мористее (подальше). Спасению утопающих, дело рук, самих утопающих ! В том же году, на курсах усовершенствования комсостава, при ДВВИМУ, слушаем лекцию, одного из работников Владивостокского спасательного центра, как они, предотвращают аварии на море, делают и то, и это. Встаю, говорю об ситуации в Пусане, и о разговоре с спасательном центром. Так, это вы звонили- я отвечаю. Он стушевался, так как, был участником этого разговора, и ничем нам, не помогли. …
-
Вложения
-
- Подписанная QSL и журнал
- Подаренные журналы,спустя 30 лет
- Юбилей. ..А, годы летят...