UA0LKM » Ср янв 20, 2021 6:08 am
Интересный рейс был 2000-2001 г Владивосток-Сингапур-Индия-Коломбо-Дубаи-Иемен-Греция-Египет-Дубаи-Пакистан, полон разными событиями и происшествиями, включая захват нашего судна вооруженной группировкой, в р-не Шри-Ланки. К этому, длительному рейсу, готовились тщательно. Руководство компании, закупало снабжение, продовольствие, тропическую одежду, для экипажа. Юра,UA0LMO,предоставил мне любезно, резервную свою аппаратуру, для работы в эфире. Идти в такой рейс, и без КВ-кощунство, и издевательство, над человеком, имеющего позывной. Ведь, открываются, такие возможности, поработать, с экзотическими странами. Подготавливаю технику КВ, тащу антенны, туда-сюда, с изломом, без излома, карабкаюсь по мачтам, в каске, с поясом. Мне помогает палубная команда, с добродушными восклицаниями. Спасибо вам ребята, в море нужна, дружная семья, это и было доказано, работая вместе несколько лет. Экипаж держался стабильно, уже выполнили несколько рейсов. Можно сказать, экипаж семейный, Отец-сын, отец-два сына. Морской буксир, выполнял задачи по буксировки разных обьектов, судов, аварийно-спасательные операции.
Как я, оказался на малом флоте? Проработал более 3-х десятков лет, в ДВМП,(FESCO). Вернувшись с рейса в 1997,на контейнеровозе, с линии Феско-Австралия – Иокогама- Кобе, Осака- Гонконг- Манила- Мельбурн- Сидней-Брисбен-Иокогама (где в Сиднее, встретился с VK2AOT в его HAM офис-магазине TET Emtron, затем на моем судне), переговорив с кадровиками ДВМП, уяснив обстановку, которая, ничего хорошего, не предвещала, судите сами. Началась великая «прихватизация». ДВМП, это было мощное предприятие в ДВ регионе, с развитой структурой, в составе были, более 300 судов, детсады, пионерлагеря, базы отдыха, ДКМ, порты, СРЗ, свое СМУ, которое строило дома, для работников, кирпичное и фаянсно-фарфоровое производство, развита социальная сфера. Все это народное достояние, созданное работниками ДВМП, начали тащить, в разные стороны, пришел «хозяин»… Судов, все меньше, и меньше.., зарплата заморожена.В таком же, состоянии, оказались все пароходства страны. Начали терять устоявшиеся, морские линейные перевозки, на Индию, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США, основные источники, поступления инвалюты. Кадровый состав флота, опытнейшие капитаны, стармехи, механики, штурмана, стали уходить, в частный флот, на флот иностранных компаний. Читаю местной газете в 2000-х годах, обьявление: ДВМП приглашает плавсостав на суда ! Вот это, кадровая политика, свои кадры потеряли, берут с улицы. Ведь весь плавсостав, рядовой, обслуга, комсостав, обязательно заканчивали учебные заведения ММФ, и просто так, со стороны не брали. Дополнительно, готовили обслуживающий персонал в Ангарске, ведь был большой пассажирский флот, ледокольный. И, все это исчезло… Сейчас, на наши острова: Рейнеке, Попова, о.Русский, когда все мосты, дороги, покрылись льдом в 2020, не оказалось пассажирского флота, чтобы перевозить людей! 70-80-е годы, местные пассажирские перевозки, обеспечивали Кометы, Ракеты, паромы, от Находки до Посьета, Славянки, на Чуркин, все эти плав.единицы, входили в состав ДВМП. Старшее поколение, помнит это. Да, родное ДВМП, забыть невозможно. Проработал на малом флоте, года 4, в западных р-нах Мирового океана- Атлантика, Африка, Индийский, Малайзия…
Итак, рейс в Грецию. Подготовив судно, последовали Пусан, для дооборудования, установили новую РЛС. Встретился ,с HL5AP mr. Cho,в его офисе-магазине BNCHAM, затем на судне. Впоследствии, много раз работали в эфире. После окончания работ, судно последовали в Сингапур. Работал, на 15 ваттном трнсивере, made in home, by UA0LMO. Эфир, от нашего ДВ региона, мало чем отличался, на 3,5 мгц, вечером USA, утром Европа. Подключил трансивер, к судовому передатчику, минуя диапазонные фильтра, работа пошла веселее. Море преподносило сюрпризы. Р-не Тайваня, Южно-Китайском море, редко удавалось пройти, по хорошей погоде. Волна поднималась до 4-6 метров, судно вело себя устойчиво, при своей длине, бак не зарывалось в волны, лишь бы, не было, бортовой качки, тогда, все слетало, со своих мест, а надо было, работать, нести вахты. Примерно в 1994,в этом р-не, работая в ДВМП, следуя с Индии, с грузом крупногабаритного гранита, на Японию, попали в штормовую погоду. Бортовая качка, останавливается главная машина. Размах крен достигает 30-40 градусов, в трюмах крупногабаритный гранит, начинает, ходить, с борта на борт. Крен увеличивается, капитан спрашивает стармеха, чем дело, когда запустишь двигатель, чтобы выйти на волну, создается аварийная ситуация. Выхожу на связь с р/центром ДВМП, сообщаю свои QTH,прошу следить за нами, обслуживать вне очереди. Оттуда вопрос, что случилось? Не конкретизирую, чтобы не поднять на уши, заблаговременно, Службу безопасности мореплавания, сам сижу на ключе, передатчик не выключаю. Наконец, главный двигатель запустили, выходим постепенно, на волну, ложимся на свой курс Сообщаю на р/центр, все нормально. Напряженность на судне спадает, экипаж закрепляет, сорванное с мест оборудование на палубе, внутри судна. После, в пароходстве, был разбор, почему, груз стал, перемещаться в трюмах. Выяснилось, индийские докеры, не по технологии, уложили груз, грузовой помощник на судне, проморгал. В кормовом трюме, последний шар (ряд),был не полностью уложен блоками, остались свободные места, и груз стал, хаотично перемещаться, с борта на борт. Ошибка на флоте, приводит к печальным последствиям. Из за ,смещения груза, в ДВМП, были случаи, гибели судов. При подходе, к Сингапуру, созвонился с HAM магазином, в торговом комплексе Simlin. Договорились, что на обратном пути, буду брать трансивер. Продавцы, меня уже знали, ранее, брал у них IC-738, делали мне скидку. После Сингапура, следуем Маллакским проливом, в Андаманское море. Пиратство набирало силу, поэтому принимаем все меры предосторожности, предписанные Антипиратским центром, в Куала Лампуре. Скорость у нас 7-9 узлов, с обьектом 4 узла, высадиться на борт, труда не составляет. Постоянная дополнительная вахта, наблюдает за окружающей обстановкой, проходим пролив благополучно.
В октябре,2000 г., следуем из Индии, буксируем обьект на юг, впереди Шри Ланка. Антипиратский центр, проинформировал, что ближе 150 миль, к берегу Шри Ланки, не подходить, в р-не действуют воинствующие группировки, происходят военные действия. Получив такое сообщение, вручаю капитану, и вывешиваю, на доску обьявлений, для информации экипажа. Средства связи, располагаю, в разных, укромных местах, на случай блокировки захватчиками, штурманской, ходового мостика. Вопреки, здравому смыслу, и рекомендациям Антипиратского центра, капитан Федорович, проложил курс, вблизи берега Шри Ланки. Впереди ночь. Часа в 2 ночи, мне звонит в каюту, вахтенный помощник капитана, и говорит- Саныч, поднимайся наверх, У НАС ГОСТИ ! Незамедлительно поднимаюсь, вхожу в штурманскую. Несколько посторонних людей, все вооружены, один, совсем юный, держит в руках пулемет, лента с патронами, свисает до палубы. Над картой склонился ,и что то меряет циркулем, один из захватчиков. На мостик поднялся боцман, старпом, стоим рядом. Капитан наклоняется к боцману, и шепчет ему, «хватай за горло, одного из нападающих, старпом другого». Абсурд, в такой обстановке, это провокационные меры, нам, не на пользу. У борта стоит катер нападающих. Шепчу боцману -ни в коем случае, это наша погибель. Сажусь за клавиатуру, спутниковой связи, быстро составляю радиограмму, в адрес судовладельца, арендатора, о захвате, наше qth, и быстро передаю. Рядом со мной стоит пулеметчик, руки у него дрожат, палец на спусковом крючке, ствол направлен в мою сторону. Нападающий, видимо главный, работает над картой и смотрит РЛС, спрашивает у капитана- что я делаю. Передает сообщение - отвечает тот, чего категорически, не надо было говорить, меня могли, порвать очередью. Вероятно, они его не поняли. Дело, я свое выполнил, спускаюсь вниз к экипажу, Экипаж тихонько, перепуганные, сидят в зоне отдыха. Обьясняю обстановку, прошу ничего, не предпринимать, чтобы не провоцировать нападающих, обрекая себя на гибель. С борта катера, слышится женский разговор и детский плач. Непонятно, кто же нас захватил? Капитан с одним из главных нападающих, то спустятся в каюту капитана, то поднимаются в штурманскую, о чем то, ведя разговор. Мне, никаких указаний, не дает, хотя я уже, все сделал, что надо, в такой ситуации. Судно стоит без хода, обьект болтается, на буксирной линии. Есть желание, сфотографировать катер, но опасно, заметят, откроют огонь. Наконец, что то, начинает проясняться, нападающие, начинают покидать катер, агрессивности на лицах нет, ведут себя нормально. Капитан, что то говорит артельщику, тот выносит из продкладовой, молоко, яблоки, передает нападающим, для детей. Воинствующие группировки, воюют, вместе с семьями! Катер с нападающими, отваливает от борта судна, уходит своим курсом. Вздох облегчения у экипажа, все расходятся по своим местам, запускаем главную машину, выходим на свой курс. Капитан, только сейчас, приносит мне радиограмму, читаю, текст тот же, что я уже передал, о чем и говорю ему, что сообщение уже ушло. Как так, кто позволил? Довожу до его сведения, что согласно Распоряжения по ДВМП (где, я раньше работал),и Рекомендациям Антипиратского центра, радиоофицерам, при нападении и блокировки капитана, сообщение передавать самостоятельно. Ведь так, и пропадали суда, при захвате, не успев передать сообщения. В конце 1990-2000-х годах, еще не направлялись корабли ВМС, в р-ны действия пиратов, не садили на суда вооруженную охрану, для проходов пиратских зон. Только в Сиамском заливе, был фрегат Английских ВМС, нам давали частоты, для связи с ним, при опасности нападения. Экипаж, спрашивает у капитана, что они хотели. Оказывается, они хотели, угнать нас, в одно, из своих береговых убежищ ! И, сгинул бы экипаж, на чайных плантациях, в рабстве. С содроганием, вспоминаем эту эпопею. Спасло нас то, что осадка судна, не позволяла , пройти мелководье, их убежища, и, они ретировались с борта. Спрашиваю у вахтенного штурмана, как группировка, высадилась на наш борт? Говорит, на горизонте показался катер, быстро шел на сближение. Приказал по УКВ связи, застопорить ход. Сообщил капитану, следовать своим курсом- ответил он. Идем своим ходом. Нападающие, дают пулеметную очередь, поперек курса следования, повторно приказывают остановиться. Сообщаю капитану, тот так, и не поднялся сразу, на ходовой мостик. Это идут учения вдали, следовать своим курсом - отвечает капитан. Странное поведение капитана, несмотря, на полученные ранее, рекомендации, предупреждения, Антипиратского центра. События развиваются- нападающие, бросают гранату, по курсу следования, перед баком судна, взрыв. Капитан поднимается на мостик, события тревожные, дальше некуда. Стопорим машину, катер тут же, швартуется к корме, нападающие бегут на мостик. Вот такие баталии, в реале, развернулись около берегов Шри Ланки. Что, это была за вооруженная группировка, неизвестно. Возможно «Тигры освобождения Тамилы»,которые конфликтовали с Индией, за острова, расположенные между Шри Ланкой и Индией. Продолжаем следовать своим курсом. На следующий день, прямо по курсу, показывается военный корабль. Приближаемся к нему, с корабля, приказывают, застопорить машину, бросить якорь. Что такое? Капитан, отдает приказ, не останавливаться. Я на мостике. Это военные, с ними шутки плохи- говорю капитану. Со своей стороны, по УКВ связи, отправляю цифровой сигнал «В военных действиях, участие не принимаю».Есть ли, на корабле, аппаратура ГМССБ (GMDSC), для приема таких сигналов, не знаю, но лучше, все же, передать, согласно Правил. С корабля, повторно приказ остановиться, в бинокль наблюдаю, как от корабля, быстро отходят два катера, с вооруженными военными, направляясь в нашу сторону. Капитан, стопорит машину. Катера, быстро, с каждого борта, швартуются к нам, военные с автоматами, разбегаются по судну, по своим позициям. Все у них отработано. Все двери, выходы, под их блокировкой. На мостик, поднимаются офицеры, спрашивают, кто капитан, тот представляется, начинают разговор, затем склоняются над картой, что то определяют. Спускаются в каюту капитана. Все выходы перекрыты военными, движение экипажа невозможно. Все остаются, на своих местах. У двери ходового мостика, со стороны палубы, стоит молодой военный, каска на голове, пот градом по лицу, жарко +30. Показываем знаками, воды попить дать? Отвечает, да. Открываем дверь, подаем бутылку газировки, жадно пьет, знаками благодарит. Далее, так и общаемся знаками. В иллюминатор видим, по судно, по палубам, перемещается группа военных, откроет то одну, то другую дверь, производят досмотр судна. Экипаж в волнении, ждем, чем же, этот захват, кончится. Капитан поднимается в штурманскую, дает команду, готовить машину, вздыхаем с облегчением, значит, все в норме. Военные покидают борт судна, катера быстро отшвартовываются, направляясь на свой корабль. Оказывается, военные знали, что нас ночью захватили, и они, получили приказ, досмотреть наше судно, на предмет минирования, и проверить судовые документы. Наш судовладелец во Владивостоке, получив наше сообщение о захвате, по линии МИД, обратился к властям Шри Ланки, оказать содействие, по освобождению экипажа и судна. Спасибо судовладельцу, о заботе и быстроте действия. Власти Шри Ланки, выслали навстречу, военный корабль. Арендатор же, находясь в Дубаи, хранил гордое молчание. Получили приказ, следовать в Коломбо, для пополнения запасов и осмотра судна. Следуем в Коломбо, экипаж обсуждает, эти тревожные события, ДЕЙСТВИЯ, ОТЦОВ КОМАНДИРОВ! Действия, которые нельзя считать правильными, действия или бездействия, которые могли привести, к гибели экипажа и судна. Позже, судовладелец, выразил нам благодарность, а в СМИ Приморья, появилась заметка, где нас обьявили героями. Не надо, ничего было обьявлять, а прислать замену, отцам- командирам. И было бы, правильно, потому что, далее случились опять происшествия в Суэце, Красном море, порой, даже очень печальные…Переписка тех событий, хранится На подходе к Коломбо, получаем по приемнику Навтекс, сообщение, что впереди, на морских путях, и на внешнем рейде порта Коломбо, действуют Пираты. Да, когда же, кончатся эти неожиданности… Принимая все меры предосторожности, подходим благополучно на рейд Коломбо. Там стоят другие суда, в ожидании постановки к причалу. Вижу танкер, Приморского морского пароходства, земляки никак. Связываюсь с ними, сообщаю о наших происшествиях, предупреждаю, чтобы не ходили, вблизи берегов Шри Ланки. С танкера, вахтенный помощник отвечает, мы знаем, получали предупреждения, и там не ходим. Они знали, и не пошли, и мы знали, и пошли, дабы прослыть героями…
Власти порта Коломбо, зная о нашем захвате, запустили нас в порт, на внутренний рейд. Экипаж, занялся своими обычными делами, стармех, к тому же, любитель-водолаз, спустился под воду, обследовал подводную часть судна, гребной винт, перо руля - все было в порядке. Боцман с матросами, произвели ревизию буксирной линии, заплели, кое где, распустившиеся пряди, стального троса, нагрузка на линию большая. Часть экипажа, сьехала на берег, в увольнение. Город был, как на осадном военном положении, перед крупными магазинами, баррикады из мешков с песком, по улицам патрули, обстановка непростая. Вокруг острова-военные действия. Ночью, власти порта, перекрыли вход в порт, бонами (заграждения),от несанкционированного захода, проникновения плавцов-водолазов (морские котики-диверсанты). Периодически ночью, военный катер Шри Ланки, вылетал в приоткрытые боны, слышались пулеметные очереди, и влетал обратно. Также, периодически, по внутреннему рейду, с катера сбрасывали в воду, небольшие по мощности, взрывные устройства, раздавались взрывы под водой. Оказывается, для уничтожения подводных диверсантов. Все это в комплексе, от ранее пережитого, создавало тревожное состояние экипажа, а предстояло еще, много работы впереди. Перед выходом в рейс, для дальнейшего следования в Дубаи, портовые власти, рекомендовали нам, сразу после выхода из порта, следовать мористее (подальше) от берегов, во избежание встречи с группировками. Вот, такая была обстановка в 2000 г. В Дубаи дошли без происшествий. В Аравийском море, выхожу в эфир/мм, прохождение радует. 17/11-2000 QTH 17N 066E, 3,5 мгц QSO ZL2AGY(часто с ним работали),RX9LW LA5HE RX3AKM OH1SR UU4JKV, станции 3 4 6 р-нов России. Это в одном часовом периоде, проход с разных сторон. Работая, с р-на Дубаи 3,5 мгц QSO LZ1, UA9 UU5J. UA4H.. RX9T. UA0LH Саша (sk)-(где бы я, не находился, всегда подходил на 3,5),RX9ACZ в одном часовом периоде. В другом часовом периоде 3,5 W1MK W3BY,часто с ними работал. Каким бы путем, волна не шла,(коротким, длинным)расстояние до них, приличное. Подходил Юра, всем известный, по тем временам UA0KCL/3, работал уже с Подмосковья, после переезда с Певека, где одно время с ним, работал с ледокола «Адмирал Макаров» ДВМП, Олег RW0LOG/0 (sk).Проводил трафики с Радиолюбительской аварийной службой RE0RAS,непосредственно с ними, или через посредников. До конца 2000,работал в основном, на 3,5 мгц, не чувствовал разницы, что 3,5,что 14 мгц. С р-нов Аравийского моря, Красного, QSO с Америкой и Якутией, то ли утром, то ли вечером. QTH near Oman 3.5 mhc QSO YU7MU RA0FN RA9UWT UA1WEJ RU0BW Норильск,GM3YTS UA0ZAL UA0ZC UA0LH Саша (sk).Под вопросом, провел бы, эти связи в 2021? Проход уже не в положительном цикле, и участников убавилось. Интересная QSO с UA0ZDA/mm, находился он около Керчи, ранее с ним часто работали, в нашем ДВ регионе. Постоянные трафики связи с UR5LGJ Харьков Сергеем, с которым встретились позже, на Харьковщине. Были каверзные случаи, UR3M.,создавал мне, на частоте, искуственную, неоднократную QRM, давил ключем CW. Такова была его реакция, что я призвал его, соблюдать очередность связи, не лезть напролом. Сообщил об этом Киеву. Другой RW9R.,требовал сообщить точные координаты. Обьясняю, QTH будут в QSL,сейчас сообщить не могу, по причине, санирования эфира, Пиратами!, тем самым, подвергая жизнь экипажа, судна, опасности - не понимает…Позывные упоминаю, какие они были в 2000-х годах, до реформ. ….
-
Вложения
-
- Штурманский состав. Суэцкий канал
- Экипаж,отдых в Дубае
- Сергей UR5LGJ