UA0LKM/mm По морям и океанам...
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Чт июл 22, 2021 9:32 am

    Нахлынули воспоминания о рейсах на Австралию, собственно - об Австралии и литературе. Судно заходило в разные порты этого необыкновенного континента – Мельбурн, ,Сидней, Аделаида, Брисбен. Везде у нас были знакомые, бывшие русские, разными судьбами оказавшиеся там .Кто хорошо прижился, кто перебивался, так по настоящему и не вжился в эту страну. Сословие этих людей были разные, до того, как перебрались в далекий континент. Были сословия – белая эмиграции, бендеровцы, власовцы, полицаи ВОВ, также и люди ,случайно оказавшимися, по воле судьбы вдали от Родины. Встречаясь с ними, в разговорах, чувствовалось их тяготение к России, как они расспрашивали нас, о житие, бытие. Казалось бы мелочи это, но для них, это была, какая то настольгия, бредящая душу. Да, русский человек - это русский… Жили они особняком, была даже Православная русская церковь, куда нас завезли посмотреть – бегали там, обслуживающие русские бабульки, ставили свечи, убирались. Мы с умилением на это смотрелрусскую веру, она несгибаема, и на всю жизнь ,где бы человек не находился.

    Как только, они узнавали, что в порт пришло российское судно (СССР),приезжали, толпились у борта, просили разрешения зайти на борт, посмотреть уклад жизни, просто людей, пришедших из некогда, ихней Родины. В этом случае, организовывали комсостав судна, на проведение экскурсий, вахта занималась своей службой. Проводили по очереди, одну, другую, третью группу по судну, показывали каюты, помещения, отвечали на их вопросы, которых было немало. Приходили кто просто так, а кто и сувенирами, оставляя на борту судна. На судне был оформлен уголок сувениров, который пополнялся. После экскурсии, на лицах эмигрантов, были видны удовлетворения от увиденного, услышанного. Многие приглашали экипаж, к себе в гости домой, показать город ,достопримечательности. Если, видно было, от души приглашают, соглашались. Смотрели их уклад жизни, завязывались интересные разговоры, время бежало быстро, незаметно, прощались, время увольнения было оговорено. Но была среда эмигрантов и другого настроения к русскими – русский дух, на конце Света, и как то, приятно было на душе, казалось бы за что? Просто, за , чтобы натворить, напакостить, подставить, спровоцировать…,надо было держать чутье навостро. В этом плане, велась определенная работа, для избежания конфликтов, на международном уровне. А, попытки такие были – пресекались.

    В Сиднее, была хорошо налажена связь с Обществом дружбы Австралия-СССР. С ее помощью, организовывались экскурсии для экипажа, вечера дружбы. С каждым заходом судна в порт, приезжала, можно сказать, всем морякам знакомая Баба Моля. Знали ее моряки не только с ДВ региона, с Черноморского, Балтийского пароходств. В годах уже, но сидела за рулем авто. Привозила стопку журналов Мод, General Geogrephic, разговорники русско-английские, словари .Помогали ей подняться по трапу, затем 1-й пом.капитана заводил в свою каюту, она располагалась и потекли разговоры, разговоры, планы мероприятий. Могла просидеть долго, копошась в своих бумагах, что то записывая и ведя беседы. Неутомимая. С ее помощью на судне создали прекрасную библиотеку. Хорошие книги в времена СССР, было трудно достать, а вот за рубеж, они направлялись, отпечатанные на хорошей бумаге, в Финляндии. Библиотекарем был ответственный человек, книги выдавал под роспись, следил за возвратом. Было какое то веяние в нашей таможенной службе, что все полученное в подарок за рубежом, приходом судна в Российский порт – с д а т ь ! Представляете ситуацию, приходим обратно в Сидней, баба Моля спрашивает о подаренных книгах, и что нам говорить, со стыда можно было сгореть. На борт пришел, как то представитель нашего консульства с лекцией, мы ему эту проблему и выложили – он был удивлен этими перегибами. Бабе Моле эту проблему сказали, и что вы думаете ? Ничего не сказав, на следующий день, привозит комплект спортивных костюмов, на весь экипаж ! У нас шоко-терапия, ведь отберут, и как неудобно будет, перед ней .Приходом наш порт, 1-й помощник капитана, пошел в партком таможенного органа, имел крупный разговор, как мы будем непрестижно, глупо выглядеть, перед Обществом Дружбы. Вопрос закрыли. Каких только перегибов не было. И то нельзя, и туда не ходи- провокация… На Австралию ходил долго, на трех судах, и всегда бабу Молю встречали с уважением. Была организована экскурсия в старый город Сидней откуда и началось заселение континента каторжанами с Британии. Заселение началось в средине 1700 годах. Интересно было посмотреть уклад жизни, первых поселенцев

    В Сиднее был организован «Русский клуб», который мы посетили с нашим Австралийским знакомым. Все таки, разные сословия, но по духу Русские люди, хотели хотя бы, посмотреть, друг на друга. Клуб был хорошо организован: буфет, бассейн, сауна, игра в бадминтон и др. Посетители сидели за столиками, и поглядывали искоса, на соседние столики. Практически, друг о друге, они знали многое –кто, откуда, заслуги порицания… В один из приходов судна в порт, обзванивал, спрашивал у других, где делся мой знакомый Петр Иванович ? Позвонил на квартиру ему –ответила русская бабулька, сказала ,что он попрощался в Русском клубе с нами и исчез. Куда то выехал. Он нам часто помогал, по разным вопросам, и называл себя «Дети Харбина». В Харбине была большая русская эмиграция. Разыскивал я его и по другим каналам – тишина.

    В Сиднее красивейшая бухта, по которой можно гулять, вечерами очень интересно – иллюминация дает неповторимый эффект. Идешь и смотришь по крышам –где антенна, где ? Есть антенна Яги захожу –Good day Rudolf VK2AOT, Hello Yuri - потекли разговоры. Выше есть фото с ним в каюте контейнеровоза. После прогулки по набережной бухты, заходишь в интересно оформленные бары – please beer dark.Заплатил 5 долларов, на стенке будет висеть выбитое твое имя на жетоне - красиво стенд оформлен.
    Да, нашу бухту Золотой Рог, так бы сделать ,но это в проtктах развития города до 2050 года ! Все когда то, когда то, но не сейчас . Заходим ех /мм /мм общаемся…
    Вложения
    Scan10001.jpg
    Гибнущее судно. Кормой вертикально уйдет под воду...
    Scan10002.jpg
    Набережные Сиднея
    Scan10003.jpg
    В баре Сиднея с электромехаником
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Сб июл 31, 2021 9:30 am

    Узнали мы (плавсостав),что в других пароходствах, XYL моряков, разрешают ходить в загранрейс с мужъями. На профсоюзных конференциях, стали поднимать этот вопрос и мы . После долгих дебатов, а какой же им паспорт выдавать, как, да что –разрешили, с выдачей паспорта моряка, как и у нас –парадокс, да и только. С этими паспортами, потом была морока, в разных странах. Взял в рейс и я. Рейс на контейнеровозе: Порт Восточный-Япония (несколько портов), Гонконг (клондайк для нас), Филиппины и три порта Австралии –Мельбурн, Сидней, Брисбен, где у меня были знакомые эмигранты. Так выдалось, что в рейс вышли сразу три XYL, членов экипажа. В Японии, сходили они на берег без проблем. Япония это та страна, где надо брать пример, как работать, учиться, вести уклад жизни. Везде вежливость, вечные поклоны – проходите первыми вы в дверь, нет вы.., и так до бесконечности. В Гонконге же, ситуация совсем другая, на берег их не выпустили. Мотивировка – надо получить визу в Братании, сколько не уговаривали, бесполезно ( в те времена, Гонконг, был под юрисдикцией Британии). Угрюмые лица жен, сколько слыхали от нас о Гонконге и облом. На Филиппинах, Австралии все в норме, сход на берег разрешили. Знакомые в Австралии, показали им все, что могли. Посетили семьи других русских эмигрантов, там сразу организовали русские пельмени, были очень довольны обе стороны. Впечатлений было очень много. Ведь тогда, турпоездка за рубеж, удавалась не всем, надо было такие препоны пройти, если в капстраны, да и в страны соцлагеря. На обратном же рейсе, все таки удалось XYL сходить на берег в Гонконге. Пришлось применить маленькую хитрость… В Иокогаме, узнаем, что заход в Восточный порт отменили, с Японии опять на линию Австралия. Куда девать YYL ? Они и так с нами в рейсе 2,5 м-ца, пора домой - работа, дети. С женами, возвращались курсанты с практики. Пока дожидались они попутного судна в Приморье, пожили в гостинице японской (расходы за счет пароходства),получили еще командировочную валюту(приятная неожиданность), посмотрели еще, с другой стороны ,как работают и обслуживают японцы. Только удивлялись и удивлялись. Сидим, говорит в номере. Стук в дверь вечером, съежились, кто, зачем? Из за двери раздается голос курсанта – ЭТО МЫ,РУССКИЕ,ПРИНЕСЛИ ИЕНЫ, ПОЛУЧИТЕ, с облегчением вздохнули. С нами ,в этом рейсе, шла пассажиром, жена члена Президиума РАН с Москвы. Муж ее, на конференцию в Австралию, вылетел самолетом, она его догоняла, морским путем. Интересная женщина, Марина Николаевна, сдружились мы. Вечерами в каюте собирались, много беседовали. В рейсе отпраздновали Новый год, И в следующие годы, если наш путь пролегал через Москву, всегда нас встречала, привозила на квартиру, и уезжала на дачу, где они с мужем летом жили, среди сосен, воздух завораживающий. Предлагала нам дефициты разные, все для нее было открыто –номенклатура . Благодать, Ленинский проспект, парк Горького рядом, утром в метро и – я иду, гуляю по Москве….

    Паспорт моряка, имел статус полноценного документа в СССР, РФ. Когда, перед рейсом, мы его получали, то обычный сдавали в контору капитана порта, где он и хранился. Собираясь в отпуск на Запад, договорились в кадрах, что полечу я с паспортом моряка. Если в период отпуска, вдруг потребуется на Черном, Балтийском морях, или для перегона нового судна с Европы, моя вакансия на судне, чтобы не гнать человека с Владивостока, я буду ближе. Вакансии не было, предстояла поездка на поезде Харьков – Владивосток (был такой ранее), посмотреть всю страну. В кассе вокзала, долго вертели мой паспорт, ни разу не видели, спрашивают обычный паспорт, а у меня его нет. Им нужна прописка, ведь город был закрытый Доказал все таки, обратил их внимание, на тот пункт в паспорте моряка, что выдан он капитаном Владивостокского торгового порта (значит я с Владивостока). Получил долгожданный билет, и 7 суток под стук колес, необъятная Родина моя, сколько в ней, лесов полей и рек... На Байкале попробовали знаменитый байкальский омуль, по моему – ДВ корюшка лучше.
    Вложения
    Scan10005.JPG
    Петропавловск Камчатский выгрузка во льду
    Scan10006.jpg
    Швартовка в море
    Scan10007.jpg
    Заходим Владивосток
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Вт авг 03, 2021 8:06 am

    ДОЛЖНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА РАДИОСТАНЦИИ - ШРМ
    НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ СВЯЗИ - ЧШМ

    За время работы на судах ДВМП (FESCO), в этой должности, пришлось притерпеть неоднократные преобразования в названии этой должности, которая именовалась в служебной радио переписке, как ШРМ. Обязанности были определены в Уставе Службы морского флота ММФ. Обязанностей было значительно больше, чем это определялось по названию. Ведь помимо аппаратуры радиосвязи, находящейся в священном месте, под названием Радиорубка, и в рулевой судна, имелось много другой аппаратуры, так называемой –глаза и уши судна. Вот этих глаз и ушей, старались в бухгалтерии пароходства, просто не замечать, при начислении зарплаты. Приборы ЭРНП (ЭЛЕКТРО-РАДИО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ), были расположены по всему судну, от клотика до днища. Облачаясь погрязней (комбинезон не положен был, согласно Колдоговору), о чем регулярно на конференциях, задавал руководству вопрос), и вперед к птицам на мачту, затем резко вниз в шахту лага (определитель скорости судна),расположенную в выгородке у днища, там же находились вибраторы эхолота (глубина), выпуская и поднимая трубку лага, через сальник, под днище. С сальником надо было постоянно держать осторожность, обычно должен был присутствовать второй человек, чтобы не затопить судно, при поднятии и выпуске трубки .Трубка, имела свойства цепляться за рыболовные сети, сгибалась – прибор не работал, что будешь делать. На мачте крутились антенны РЛС, их обычно два и больше, которые тоже лежали на плечах шрм. К РЛС подключалась аппаратура «Бриз»- расхождение судов, по размерам больше, чем рлс (не на всех судах, крупнотоннажных), «Пальма». Аппаратура радиовещания и командного вещания, динамики по всем каютам, служебным помещениям, палубах. Жильцы кают, ковырялись в проводах подключения динамиков (чтобы сделать запись на магнитофон),коротнул, замкнул два провода, ищи, свищи, где КЗ. Мегафон -вращающийся динамик, можно было устройство, использовать для вращения легких антенн – мы же не можем забывать свое хобби ! В рейсах, надо было в 7 утра, поймать в эфире радиовещательную станцию и пустить по каютам –вставай народ на вахту, в 22 часа выключить. Чтобы не мучиться с этим, сделал на базе судовых часов автомат, который в заданное временя, включал и выключал трансляцию. Но подстраивать станцию надо было в течении всего времени, проход то есть, то нет, искать другую станцию. Как мы называли «вражьи голоса» - Голос Америки, Свободная Европа, настраивали свои передатчики на частоты наших передач. Как только передачи наши заканчивались, частота свободна, начинали вести свои вражьи передачи. Прибегает ко мне взъерошенный помполит – ты, что включил, по каютам идет Голос Америки. Поднимаюсь в трансляционную, да, идет Голос, выключаю, объясняю – бесполезно, орет. Никогда не позволял, опускать себя ниже ватерлинии. Достаю Колдоговор профсоюзный, читаю ему – нач. рации обязан включать ,настраивать радиотрансляцию, ТОЛЬКО ПРИ СТОЯНКЕ СУДНА В ПОРТУ, В РЕЙСЕ – 1-й помощник капитана,. ухожу. Надо хорошо знать свои обязанности и обязанности других сторон. Больше трансляцию не включаю, сутки – в динамиках тишина. Экипаж интересуется, чем дело, объясняю. Вызывает капитан –Юра включай, приходил помпа, извинится перед тобой робеет, неудобно ,ведь шишка и опростоволосился (орать так может). Помполит был из служивых… С капитаном были всегда хорошие, доверительные отношения, шрм подчинялся только ему. Вот так, повадишь на свою голову… Отвлекся. К приборам еще относился гирокомпас, чуткий прибор. Перечисляю, и сам дивуюсь, и все это мы успевали, крутились, вертелись, ремонтировали + общественная и другая работа. Выше, рассказывал, что творилось приходом в родные порты, все выдерживали и опять веселые, здоровые шли по волнам, по морям, сегодня здесь, завтра там… Такие обязанности лежали на одном человеке, на торговом судне. На пассажирском, ледокольном флотах, в штатную должность входил радиотехник, радионавигатор, которые и обслуживали ЭРНП И КВУ. Две единицы, с окладами !

    Затем в Уставе службы, изменили название должности – начальник радиотехнической службы, как в ВМФ БЧ. По идеи, надо повышать оклад. Но в этом случае, шрм, станет получать больше старпома. И это никак не нравится, Службе мореплавания. Думали они и придумали, приборы ЭРНП распределить штурманам, на каждого по прибору. Но умные головы, это учредившие, не подумали, что в мореходке, приборы ими, изучались ознакомительно, никто по схамам не ходил. Результате, то один подойдет ко мне, помоги, то другой, конца краю нет. Опять на конференциях высказываем свои доводы, о неразумности решения- тишина. Для пользы дела, и гарантированного обслуживания приборов, повысьте оклады. Спустя время, все стало на круги своя, приборы опять на нас, с окладами, не выше старпома. Через каждые 5 лет, шрм проходили курсы усовершенствования, при мореходке на Эгершельде. Преподаватели были с нашей пароходской ДВМП навигационной камеры БЭРНК. Какие опытные люди, передавали нам под запись, свои знания по ремонту ЭРНП, старались все запомнить. Ведь в рейсе, помочь будет некому. Это Лапин ,Перов, Хоменко, преподаватели-практики с ВМУ - Коленченко, Ходосов, Богданов (выше фото с ними). Почет им и уважение. Кстати, преподавателей с ВМУ, посылали на суда, для практики, и руководителями практики, были мы, их бывшие ученики ! Ходосов ходил на нашем судне. Происходил обмен опытом.

    В конце 90-х на судах стали устанавливать аппаратуру связи и обработки аварийных сообщений ГМССБ, включающую в себе ПК/КВ аппаратуру, Спутниковую аппаратуру Инмарсат-С, 2-х цифровых УКВ станций на ходовом мостике, приемник Навтекс для приема навигационных сообщений. Пошла новая эра, новые требования для обеспечения безопасности мореплавания. ШРМ стал называться Помощник капитана по радиоэлектронике, с соответствующим переобучением и получением еще одного Диплома радиоэлектроника. Учебный диплом после окончания мореходки, лежит мертвым грузом, меняются только рабочие –их уже два. Через каждые 5 лет, опять переобучение, делается отметка, застоя нет, требуются грамотные специалисты. Постепенно на судах, появлялось все новое и новое оборудование, согласно Международным требованиям: кнопки ОСПС (антитеррор, расположенные в укромных местах)), АИС (автом.индификатор судов), спутниковые системы, входящие в сети интернета, камеры видеонаблюдения по всему судну, «черный ящик» пишущий разговоры и спутниковые радиобуи, отстреливающиеся гидростатами и всплывающими на поверхность моря., далее передающие данные аварийного судна, и все это оборудование, лежит на ответственности нач. службы в офисе ЧШМ, служба состоящая из одного человека «… Одна и все одна – тяжело…» (Белое солнце пустыни). На судах убрали должность радиоэлектроника, и оборудование само работает, пока работает, без обслуживания и проверок в рейсах. С приходом судна в порт, проверял все это оборудования, выслушивал замечания штурманов, устранялись проблемы, согласно сроков, оборудование предъявлялось проверяющим органам –Регистру РФ, Технадзору. Менялись морские документы членов экипажа. Вместо паспорта моряка, стало удостоверение личности моряка УЛМ и др. ,приведены к международным требованиям. На рыболовных судах, помимо вышеуказанной аппаратуры, рыбопоисковая аппаратура, различные радиомаячки ,спутниковая система мониторинга трэка, наблюдаемая Госкомрыболовством и пограничниками и др. Об этом лучше знают Илья RX3X ,бороздящий Охотское и Берингово моря, также наш ex RW0LIF RU7D ,с которым ранее, очень часто встречались в эфире /мм. Сравнительно недавно в этом 2021 году, они посетили наш радиоклуб, жаль не состыковались. Договорились, ч то о следующем своем заходе Владивосток, Владимир сообщит заранее.

    Да, любил и люблю эту завораживающую специальность Ш Р М ! Таинственные для непосвященных, а для нас, такие родные звуки морзянки, звучащие разной тональностью, голоса на разных языках, от приемника не оторвешься… В июле с.г. пришло приглашение занять должность шрм компании Доброфлот, также приходило приглашение на собеседование, для занятия должности радиоспециалиста, на судне связи ВМФ
    …не рыбаки мы, и не плотники, да,
    торгаши мы, всем привет, да…

    Сидишь в офисе за ПК, вдруг щелчек в голове, поднимаешься и идешь на свои суда, стоящие метрах в 300 от офиса. Поднимаешься по таким знакомым трапам, заходишь на мостик, рулевую, бывшую радиорубку – тишина, нет завораживающих звуков, суеты экипажа, нет команд Экипаж приглашается на обед… Все вымерло, затихло, тоскливо…Единственный владелец судов и компании, не принял своевременного правильного решения, о продаже судов. Время ушло, суда стареют, ухода за ними нет, постепенно притапливаются в бухте и никому уже не нужны, конкуренция. Потрогаешь руками аппаратуру, по привычке, сделаешь вызов, прокрутишь РЛС…и с грустью уходишь, прихватив с собой какую то, уже ненужную здесь деталишку, авось в нашей радиолюбительской деятельности пригодится.

    Посетил недавно офис, пустые кабинеты…, была судоходная компания с разносторонней деятельностью : международные буксировки, спасатели, танкера, катера портофлота, свой док, причал, плавмастерская, плавкран, крупные рефрижераторные суда, все ушло в небытие…
    Тема напрашивается на закрытие, но что то, останавливает, друзья… ностальгия….
    Вложения
    Scan10008.jpg2.jpg
    Заходим в Сидней. По левому борту Opera House
    Scan10009b.jpg
    Гонконг, ожидание рейдового катера
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пн сен 06, 2021 5:16 am

    Вот прошел Владивостоке, очередной ВЭФ 2021 г. Правительством Р.Ф., озвучены очередной раз, планы, по развитию судостроения на Дальнем Востоке. Отрадно конечно, но на такой уровень постройки ,обновления судов в стране, какой был раньше, конечно не выйти. Тогда, суда строились в странах Европе, закупались в Японии,пополняя флот пароходств.

    Много у нас говорят, о развитии туризма в Приморском крае, с посещением островов в заливе Петра Великого: Рейнеке, Попов… Но, почему то, забывают о том, кто же туристов, будет доставлять на эти острова. Паромов в достаточном количестве нет, инфраструктуру этих островов, желает быть лучше (просто ее там нет), дорог нет, причалы в плохом состоянии, что же показывать? Сам ежегодно, отправляюсь на о.Попов, и все это воочию вижу. Ранее, руководством края, каких только планов не строили по острову, но все по прежнему – дорог нет, ветряков нет, пирсов нет. Вроде не по теме моей, но Приморье ведь – это выход в моря, океаны, морские проблемы, это наши проблемы.

    Многие вопросы, освятил о флоте, воспоминания, воспоминания…,все не расскажешь. Года идут, /мм все меньше, и не только /мм, эфир в тишине, всплески в Test
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Вт сен 07, 2021 5:30 am

    В 1971 получил назначение на пароход « Одесса». Именно пароход, судно было с паровой машиной, так называемый «Либертос», клепанный корпус (без сварки), полученный из США по Лендлизу, и рассчитанный на разовый переход. Таких судов было несколько в ДВ пароходстве, и прослужили они не один десяток лет. В основном, выполняли рейсы в южные моря, но мне пришлось поработать и на другом п/х «Александр Невский»,совершая рейс на Анадырь. Бывали случаи, судно переламывалось надвое, слабый корпус. В этот раз, предполагался рейс в Персидский залив, в Кувейт. Это был мой первый рейс, в должности ШРМ. Передатчик 400 w ,старенький РЛС «Дон», зачем то, с изменениями в монтаже, но на схемах не отражено, что скажется позже с проблемами. Второй РЛС «Нептун», с которым специалисты с навигационной камеры ДВМП, мучились до самого отхода – не работает и все. Капитан нервничает, отход задерживается, что Управление пароходства, не приветствует. Завысив входное напряжение –РЛС заработал, спецы вздохнули, и поглядели на меня, мол достанется тебе.

    Заход в страну Сингапур (страна и порт, носят одно название), мы зашли в порт-пункт Сембаванг, с другой стороны порта Сингапур. Погрузили груз сандаловое дерево, очень крепкое, пила не берет. Внутри судна жарко, не было кондиционера, а что будет в Персидском заливе, +40 и более. Наделали себе из сандала лежаки, и бывало ночами спали на палубе, в каютах невозможно. На переборках в каютах, висели вентиляторы скоростные США – сдували с кровати ! Сингапур был недалеко, на автобусах доезжали до него и по магазинам. Это был порт клондайк для купли, чего либо. Суда проходящие транзитом, выбивали у диспетчеров, заход сюда, хоть для бункеровки (заправки) свежей водой, чего было достаточно, для съезда на берег. К тому же, баржи с товаром, подходили к борту и шла торговля.

    Позже это запретили. В период погрузки, с 2-м радистом Сашей, пошли прогуляться по бережку, рядом с портом растут пальмы с кокосами наверху. Оглядываюсь, Саша уже на пальме, пытаясь дотянуться до кокоса, не получается. Пока взбирался устал, сил нет, нужна сноровка, тренировка. А, как спускаться? Так он и съехал по стволу вниз, пузом. Поднимается с земли, живот, руки изодраны Возвращаемся на борт, сразу к судовому медику –дезинфекция, мазь. Зажило. Мне попало – куда смотрел, старший группы, отвечаешь (мы да я, да мы вдвоем).

    Сам он бывший бортрадист ВВС дальней авиациии, (полеты в Тихом океана), но мореходку пришлось закончить. Нужно обязательно морское образование, своя специфика ММФ, МРХ. Сам я тоже, после дембеля, имел 1 класс, но это не давало право, работать на судах, надо знать радиооборудование, радионавигационные приборы, систему связи и др.Во время учебы, обязательно проходили практику на судах, после этого выдавали Диплом радиотелеграфиста. В процессе работы на судах, как наберешь плавательский ценз, получишь об этом Справку, в конторе капитана порта, можешь претендовать на звание Радиооператора 2, затем по этой же схеме, 1-го класса. Без учебы в мореходке, к геологам, на Север, на полярные станции, пожалуйста, на суда нет. С дипломом 2 класса, мог занимать должность шрм, на судах, не более 5 тысяч Регистровых тонн, на больших тоннажах – нет. Свои правила, установки. Каждые 5 лет, проходили курсы усовершенствования, с выплатой среднего оклада, почему не походить? Как то зашли в Петропавловск Камчатский. При проверке Дипломов конторой МАП(Морская администрация порта)это делается при отходе судна и приходе в порт, обнаруживают, что у нашего 4-го механика, не Диплом, а справка давних времен, об окончании, каких то церковно-приходских курсов. Обратно во Владивосток, он шел пассажиром, занимать должность нельзя. В других портах ,как то не заостряли внимание.

    Сейчас на судах аппаратура ГМССБ на базе компьютеризации. Нет плавных приемников, Р-250, Волна, Циклоида, Брусника…,нет завораживающих, поющих разной тональностью сигналов СW, разноголосья на разных языках звуков –летчиков, моряков, геологов, полярников… Космонавтам, при необходимости, в сложных ситуациях, давали судовые частоты бедствия. Было однажды нам предписание, в Южно-Китайском море, усилить внимание на этих частотах, могут быть сигналы о помощи, покорителей космоса.

    Приходом Кувейт, жара за + 40, на борт пожаловали жены работников нашего Посольства, предложили провести матч с экипажем по волейболу. Провели матч в посольстве, обе стороны довольны, больше женская половина, им скучно, организовывают разные встречи, мужья работают. Пришли русские специалисты, работающие в Ираке, попросили передать радиограммы на Родину, почему не помочь – передал выходом с порта. Пришел молодой человек, спросил, все ли работает из техники. Мне он показался подозрителен, на вопросы полностью не отвечал, кто такой, конкретно не говорил, все вокруг да около. Говорю, вышел из строя радар Дон, но здесь его не отремонтируют, местные спецы его не знают, сам пытаюсь сделать. Мне этого пришельца в каюту, завела вахта, меня не было, потом сообщили. В результате, я его выпроводил с борта, сказал капитану, подозрительный тип, больше не пускайте на борт. Тревожно на душу с этим посетителем, зашел в каюту, открываю ящик стола - вот и разгадка, небольшая сумма Сингапурской валюты исчезла –мошенник оказался, так и ходит по судам.

    Пошли на местный базар. Колорит. Сидят бедуины, невдалеке верблюды, лежат. Разговорились о их житие бытие. Говорят, подъехали с пустыни купить продуктов, залиться водой, всячины. Экзотика, долго от них не отходили. Долго разбирался с РЛС, почему в модуляторе, исключена из работы, одна лампа ? Включил лампу, никакой разницы. На схеме не отмечено, кто, зачем это сделал. Логике не поддается. Запустил радар, но на больших дальностях не работал. Возвращаясь Владивосток, в Южно-Китайском море, надо было пройти острова Баши, пролив узкий, туман. Попросил впереди и в стороне, идущее судно, сообщать мне по УКВ, есть ли, нет, нам по курсу встречные суда, т.к. мы не видим на большом расстоянии. Так и прошли благополучно пролив, с корректировкой от другого судна, спасибо ему. Затем, послал благодарственное письмо, в службу связи Черноморского пароходства.

    На служебных судовых каналах, познакомился с радистом зарубежного судна. Долго поддерживали связь, и оказалось, что это Олег RV6ACD, сейчас RA6DW с Туапсе. Он мне частенько, передавал свои частные радиограммы, чтобы я их пересылал по назначению родным. Помогал. Также советовались о покупке, той или иной Ham аппаратуры. У нас были общие знакомые в магазине в Сингапуре. По его рекомендации, я там приобрел IC-738 с тюнером внутри. Хороший аппарат, выпускался небольшой партией. После, у меня его забрали с Артема – ты себе еще привезешь, говорили. Туда же ушел и поворотник KENPRO KR-450XL. Такой есть в наличии новый, еще. Последующими рейсами, также по рекомендации Олега, взял в Сингапуре IC-756PRO, хороший аппарат, снабдил всеми фильтрами. К сожалению Олег, работая в р-не Африки, прихватил болезнь местную, лечился. Последнее сообщение было от него в июне 2021, опять болеет. Ведь нам радистам, приходилось в процессе работы, находиться и под облучением ВЧ.СВЧ, которое влияет на давление, глаза и все прочее.
    Подходим, общаемся друзья /мм, ведь есть о чем рассказать. 73
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Ср сен 08, 2021 9:19 pm

    При рейсе в Персидский залив, вышел на связь КВ Одесским радиоцентром. Они, как узнали, что есть п/х «Одесса», долго меня не отпускали, все расспрашивали, почему он не принадлежит Черноморскому пароходству, куда идете и тп.( В 1973 заходили в Одессу-город необычный, удивительно интересен.) Работал в этом рейсе, через Московский р/центр UAT, операторы классные, быстро принимали и передавали РДО. Ради интереса, вышел на связь с Киевским р/центром, который принадлежал Рыбному министерству МРХ. Они обслуживали рыбаков Черноморско-Азовском регионе.

    Интересно было, используя радиолюбительскую практику, ловить проходы на разные р/центры. Казалось бы, связи не должно быть, но варьируя временем, связь была, несмотря на небольшие мощности ТХ. В те года, основном были ТХ 250 450 w., на небольшой группе судов 1 квт. Позже уже пошли ТХ Бриг 1 квт с вертикальной антенной ШПА-11. Работа в диапазоне 2-4 мгц, было ограничение до 400 w.Интересно было следить за прохождением на СВ частотах 410-512 кгц (500 КГЦ частота вызова, бедствия). Если слышно было ,отдаленный р/центр, пробовал вызывать. Как то, в р-не Петропавловска Камчатского, услышал на 500 кгц р/центр мыса Шмидта Арктика, позвал, получил ответ, хотя почти вся трасса проходила через земную поверхность. Используя спорадики, Валерий UA0LW, летнее время 2021, проводит QSO 144 мгц , с Японией, Тайванем .
    Приходом Владивосток, списался с этого судна, хотя рейсы намечались интересные Индонезия –Персидский залив. Обстановка среди высшего комсостава, желала быть лучше… Да, и такое бывало.
    73 друзья
    Вложения
    Scan10010.JPG
    В радиорубке
    Scan10013.JPG
    В радиорубке, как молоды мы были...
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Чт сен 23, 2021 12:13 am

    Рейс продолжается, захожу в кают-компанию на обед. Как обычно разговоры за столами, и вдруг тишина. В течении обеда, мертвая тишина, ни слова никто не молвит. После обеда, меня вызывает к себе помполит и объясняет. По их понятиям и нормам, в кают-компанию, нельзя заходить в цветных рубашках !, и чтобы это, я принял во внимание. Принял. Вот это нравы ! Ходить в однотонном, еще много разных потом узнавал, таких нравов.

    В ДВ пароходстве (FESCO),хорошо была организована радиосвязь, для судов, находящихся в труднодоступных районах для связи - при следовании на Кубу, или в Индийском океана. Для этих судов, назначались суда-посредники, находившиеся в благополучных районах для связи. Радиоцентр объявлял циркуляром в Повестках, названия этих судов, частоты, даты и время слежения .Частоты обычно 12 и 16 мгц. В назначенное время, из труднодоступных районов, суда являлись на связь с судном посредником, который принимал от них диспетчерскую и другую служебную информацию. Затем судно посредник, передавал эти рдо на радиоцентр. Таким образом, исключалась задержка оперативной информации. Помимо этого, суда слушали друг друга, кто ,где, вызывали, и обменивались между собой, разной информацией в р/телефонии. Суда посредники, назначал диспетчер связи из Службы связи, имеющий служебное подписное сокращение – ШРОМ. На этих частотах, на меня вышел радист зарубежного судна, как оказалось потом, это был RV6ACD,сейчас RA6DW, от которого я принимал частные рдо (писал выше). На передающем центре пароходства (находился в пригороде Владивостока), одно время работал инженер, который построил и внедрил в работу на КВ р/телефонных каналах, направленную антенну (может это был HAM –наш товарищ). Этом случае, при заказе переговоров, мы сообщали свои QTH широту/долготу, антенну направляли на судно. Затем инженер ушел, антенну убрали.

    После окончания рейсов, ШРМ составляли рейсовый отчет, в котором указывали свои замечания, предложения по проблемам, возникшим в радиослужбе.

    ШРМ, получив направление на судно, в отделе кадров ДВМП, шел на собеседование к ШРОМ (диспетчеру связи в Службе связи)), который утверждал назначение или нет. Первое, смотрел, прошел ли ты, курсы английского языка. При ДВМП, был УКК (Учебно-курсовой комбинат), по изучению английского, который должны был пройти комсостав (капитан и ниже).После успешной сдачи экзамена, результат заносился в квалификационную книжку, которую мы и предъявляли ШРОМ. Не прошел курсы, записывал Предупреждение в своем толмуте, но направление подписывал. По тем. или иным причинам, мог и не подписать. Факторов здесь было много – кого то, уже сам планировал на это судно, или ты был, где то ,проштрафившийся, т.е имел выговор по предыдущему судну, или еще чего. Помимо ШРОМа, надо было еще, получить согласие в разных службах. А уж, получить хорошее судно, работающее на Австралийской, Индийской линиях, было нелегко, оценивали тебя и + сноровка, тренировка личная, и будет успех. Все подписали, собирай чемодан, и на судно, по морям, океанам… По молодости, прошли Арктику, Северные завозы, Тикси, Певек, мыс Шмидта, Проведения, самовыгрузка. Крепко став на ноги, учитывая все нюансы, стали работать на юга.
    Как то, для смены экипажа в Японии, мы шли на пассажирском судне в Японию. Для заварки чая, я прихватил засушенную Мяту, которая давала приятный чайный аромат, мне ее присылали с Запада. Наша ДВ – не такая ароматная. Когда заваривал чай, запах разносился по судну, в каюту заходили привлеченные запахом, члены экипажа, пробовали чай. Приходом Японию, нас оформляла таможня. И вот, увидев банку с травкой они эту травку и так, и этак осматривали, что это такое, думали наркотики. Объясняю, что это такое, не верят, смотрят подозрительно. Дайте говорю кипятку, заварю и попробуем – ни в коем случае, и определить на запах не хотели. С трудом, вопрос этот закрыли. Был случай, обнаружили они у боцмана, возвращающегося домой, малокалиберное оружие, арестовали. Тот показывает документы на покупку, что все законно, но беда в том, что в декларацию он не внес - отсидел несколько лет в Японии. Сами японцы говорили, лучше туда не попадать, не хлеб с маслом.

    В рейсах, любил работать с Справочниками, издаваемые международным комитетом по связи (ITU), для судов. Назывались они «ADMIRAL LIST», издавались томами 1 2 3 и тд. Каждый имел свое назначение, как «Список береговых радиостанций», « Список станций радиоопределения», «Список судовых станций»(ADMIRAL LIST OF SHIP STATION). В каждом томе, для станций давалась характеристика, его время работы, режим, частоты, сдвиги и тд. Полная информация. Поэтому в длительном дальнем рейсе, обкладывался Справочниками, выписывал станции по пути следования, где кого вызывать, от кого принимать прогнозы погоды, факсимильные карты погоды, где вызывать лоцмана, куда сдавать международные рдо и тд. Российские гидрографические службы, тоже издавали свои справочники. Все они дополнялись со временем, изменениями, дополнениями. Международные справочники, должны были быть, согласно перечня, обязательно на судне. Издавались еще, необязательные, но интересные справочники, в дополнение. Когда занимались буксировкой судов на металлолом, просматривал штурманском мостике, есть ли интересные издания, , забирал. все равно пропадут, выжгут. Обнаружил даже том, о радиолюбительской службе, жаль не сохранился. …
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Сб сен 25, 2021 8:04 am

    В конце 90-х, 2000-х годах, пришлось поработать на судах типа «Река-море». Ранее в нашем ДВ регионе, этих судов не было на морских просторах. Затем Верхне-Ленское пароходство, перегнало в бассейн Японского моря, эти суда, занимались перевозкой леса на Японию. По требованиям, в море, эти судна должны прокладывать свой курс, вблизи берегов . Почему ? Осадка у них маленькая, крутая морская волна, могла судно переломить надвое, перевернуть. Однако, как идти с Владивостока, Находки, Ольги на Японию вдоль берегов. Путь уж, больно большой получится, поэтому пересекали море, напрямую, да и выходили в Тихий океан, огибая о. Хоккайдо в порт Абасири, Япония. Матрос на руле, должен быть очень внимателен, чтобы курс не совпал вдоль большой волны,(перевернет), с другой стороны, чтобы судно носом, не стало строго против волны (переломит), все время перекладывал штурвал.

    Мой знакомый шрм, перегонял одно из этих судов «река-море», через Северный морской путь, Тихий океан, во Владивосток. Во время перегона, я его поддерживал на радиосвязи, с другого судна. В Тихом океане, рассказывал, попали в шторм, положение было очень тяжелое, экипаж был в спасательных нагрудниках, и отдыхали в них. Волны-убийцы, как их называли, в р-не огибания юга Африки, ломали суда океанского плавания. Ранее рассказывал, как мы сами оказались в такой ситуации, огибая Африку.

    Когда, в Японском море, перевернулся ББС (Барже-буксирный состав) «Большерецк». Наше судно, следовавшее Владивостока на Индию, по пути подвезли для спасательной операции, буксирный трос, т.к. спасательное судно ,ранее вышедшее на поиск и спасение, не было укомплектовано грамотными специалистами, и без должного оборудования. Ошибка в загрузке, балластировке танков, привела к страшной трагедии. Потрясены были увиденным. Эти суда были закуплены в Японии, на двоих из них, мне пришлось работать, перевозили лес на Японию.
    Вложения
    P1080584.JPG
    Справочник ITU
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Пн окт 04, 2021 8:15 am

    Да, за время работы на флоте, много чего пришлось пройти, пережить - гибели судов, и самое плохое - людские потери. Флот – это опасное производство, поэтому были постоянные тренировки по тушению пожара, шлюпочные тревоги, заделки пробоины –всему этому, экипажи проходили в учебных центрах с выдачей соответствующего удостоверения. Таких различных вкладышей к Диплому, штук 5-6, по разным направлениям –борьба загрязнением моря, оказание медпомощи, охрана судов и портовых средств, транспортная безопасность и др.

    Как вы думаете, сидя за ключем на радиостанции 3 года на службе, не потянет в эфир нашенский ? Правильно думаете - … Перебирая документы, нашел Удостоверение на наблюдательский позывной, датированное 1961 годом. С этого года, официально ( а фактически раньше) началась, моя радиолюбительская деятельность – 60 лет ! Были перерывы, связанные с работой на флоте, но продолжаем свое увлечение, начатое в школьные годы, остались приверженцами СW (приоритет), телефония.

    Уже работая в офисе, сидя в кабинете, где сидели еще трое наставников, обмолвился, что мне исполняется 50 лет, работы в эфире, как любительском, так и морском служебном. Тут же, молча, один из капитан – наставников поднялся и вышел с кабинета. Через полчаса вошел и зачитал присутствующим, Поздравление от Президента компании, связи моим 50-летием работы в эфире. Время рабочее заканчивалось, все многозначительно посмотрели на меня. Я их понял, быстро накрыл стол для поздравлений…
    Вложения
    Scan10016.jpg2.jpg
  • UA0LKM
    Сообщения: 145
    Зарегистрирован: Сб сен 29, 2018 9:54 am
    Контактная информация:

    Re: UA0LKM/mm По морям и океанам...

    UA0LKM » Чт окт 07, 2021 12:03 am

    Если бы, меня спросили, повторил бы я снова, свой морской путь в жизни? – Да, отвечаю, повторил бы, без сожаления. Все, что связано с морем, с радио – этой мой выбор, мой путь. Несмотря на то, что были ситуации в морях, океанах, можно сказать гибельные : захват вооруженной группировкой, тяжелое положение судна в р-не Африки, р-не Тайваня, чудом избежание навала на нефтяные вышки в Суэцком канале в непогоду, чуть не дошедшее положение, до оставления судна экипажем в Тихом океане и др. случаи. Все преодолели, и снова тянет в эфир морской, в судовую жизнь, но - мои года, мое богатство...
    Периодически собираемся с кем раньше работал на судах, в Праздничные дни - 9 мая, День работников морского флота, воспоминания, воспоминания нескончаемые…
    Море вернулось
    Говором чаек,
    Песней прибоя
    Рассвет пробудив.
    Сердце, как друга,
    Море встречает,
    Сердце, как песня,
    Летит из груди.

    О, море, море,
    Преданным скалам
    Ты ненадолго
    Подаришь прибой.
    Море, возьми меня
    В дальние дали
    Парусом алым
    Вместе с собой….

    СЕМЬ ТРИ, ДРУЗЬЯ,
    «SK» НЕ ГОВОРЮ.
    ВЕДЬ ВСТРЕТИМСЯ ОПЯТЬ,
    В ЭФИРЕ МЫ, СВОЕМ..
    ПРОДОЛЖИМ РАЗГОВОР -
    АНТЕННЫ, КАБЕЛЯ И РАДИОВОЛНА…

    Приморском краевом, день встреч не отменить,
    И Артур Вадим Валерий Юрий,Катерина как обычно
    UA0NL UA0LBF UA0LW RU0LI RC0LKT…всех не перечесть.
    Текущие дела, решают, как всегда,
    Антенны, кабеля и радиоволна…

    CQ CQ CQ de UA0LKM/mm : ex SWL UB5-5905 1961
    Ex op UB5KBB UB5KCC 61-62 UA0KKB UA0KKT 66-70


    Вложения
    i2.jpg
    О море, море...
    i (2).jpg
    P1060745.JPG
    Обитатели морей и океанов
    P1020494.JPG
    ua0nl ua0lkm в Музее связи Морской Академии им.Невельского
    P1080316.JPG
    9 Мая с капитанами ДВМП
    P1080337.JPG
    Встречи, встречи 9 Мая 2021 Владивосток
    P1080339.JPG
    Голубки Мира

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость