UA0LKM » Вт авг 03, 2021 8:06 am
ДОЛЖНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА РАДИОСТАНЦИИ - ШРМ
НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ СВЯЗИ - ЧШМ
За время работы на судах ДВМП (FESCO), в этой должности, пришлось притерпеть неоднократные преобразования в названии этой должности, которая именовалась в служебной радио переписке, как ШРМ. Обязанности были определены в Уставе Службы морского флота ММФ. Обязанностей было значительно больше, чем это определялось по названию. Ведь помимо аппаратуры радиосвязи, находящейся в священном месте, под названием Радиорубка, и в рулевой судна, имелось много другой аппаратуры, так называемой –глаза и уши судна. Вот этих глаз и ушей, старались в бухгалтерии пароходства, просто не замечать, при начислении зарплаты. Приборы ЭРНП (ЭЛЕКТРО-РАДИО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ), были расположены по всему судну, от клотика до днища. Облачаясь погрязней (комбинезон не положен был, согласно Колдоговору), о чем регулярно на конференциях, задавал руководству вопрос), и вперед к птицам на мачту, затем резко вниз в шахту лага (определитель скорости судна),расположенную в выгородке у днища, там же находились вибраторы эхолота (глубина), выпуская и поднимая трубку лага, через сальник, под днище. С сальником надо было постоянно держать осторожность, обычно должен был присутствовать второй человек, чтобы не затопить судно, при поднятии и выпуске трубки .Трубка, имела свойства цепляться за рыболовные сети, сгибалась – прибор не работал, что будешь делать. На мачте крутились антенны РЛС, их обычно два и больше, которые тоже лежали на плечах шрм. К РЛС подключалась аппаратура «Бриз»- расхождение судов, по размерам больше, чем рлс (не на всех судах, крупнотоннажных), «Пальма». Аппаратура радиовещания и командного вещания, динамики по всем каютам, служебным помещениям, палубах. Жильцы кают, ковырялись в проводах подключения динамиков (чтобы сделать запись на магнитофон),коротнул, замкнул два провода, ищи, свищи, где КЗ. Мегафон -вращающийся динамик, можно было устройство, использовать для вращения легких антенн – мы же не можем забывать свое хобби ! В рейсах, надо было в 7 утра, поймать в эфире радиовещательную станцию и пустить по каютам –вставай народ на вахту, в 22 часа выключить. Чтобы не мучиться с этим, сделал на базе судовых часов автомат, который в заданное временя, включал и выключал трансляцию. Но подстраивать станцию надо было в течении всего времени, проход то есть, то нет, искать другую станцию. Как мы называли «вражьи голоса» - Голос Америки, Свободная Европа, настраивали свои передатчики на частоты наших передач. Как только передачи наши заканчивались, частота свободна, начинали вести свои вражьи передачи. Прибегает ко мне взъерошенный помполит – ты, что включил, по каютам идет Голос Америки. Поднимаюсь в трансляционную, да, идет Голос, выключаю, объясняю – бесполезно, орет. Никогда не позволял, опускать себя ниже ватерлинии. Достаю Колдоговор профсоюзный, читаю ему – нач. рации обязан включать ,настраивать радиотрансляцию, ТОЛЬКО ПРИ СТОЯНКЕ СУДНА В ПОРТУ, В РЕЙСЕ – 1-й помощник капитана,. ухожу. Надо хорошо знать свои обязанности и обязанности других сторон. Больше трансляцию не включаю, сутки – в динамиках тишина. Экипаж интересуется, чем дело, объясняю. Вызывает капитан –Юра включай, приходил помпа, извинится перед тобой робеет, неудобно ,ведь шишка и опростоволосился (орать так может). Помполит был из служивых… С капитаном были всегда хорошие, доверительные отношения, шрм подчинялся только ему. Вот так, повадишь на свою голову… Отвлекся. К приборам еще относился гирокомпас, чуткий прибор. Перечисляю, и сам дивуюсь, и все это мы успевали, крутились, вертелись, ремонтировали + общественная и другая работа. Выше, рассказывал, что творилось приходом в родные порты, все выдерживали и опять веселые, здоровые шли по волнам, по морям, сегодня здесь, завтра там… Такие обязанности лежали на одном человеке, на торговом судне. На пассажирском, ледокольном флотах, в штатную должность входил радиотехник, радионавигатор, которые и обслуживали ЭРНП И КВУ. Две единицы, с окладами !
Затем в Уставе службы, изменили название должности – начальник радиотехнической службы, как в ВМФ БЧ. По идеи, надо повышать оклад. Но в этом случае, шрм, станет получать больше старпома. И это никак не нравится, Службе мореплавания. Думали они и придумали, приборы ЭРНП распределить штурманам, на каждого по прибору. Но умные головы, это учредившие, не подумали, что в мореходке, приборы ими, изучались ознакомительно, никто по схамам не ходил. Результате, то один подойдет ко мне, помоги, то другой, конца краю нет. Опять на конференциях высказываем свои доводы, о неразумности решения- тишина. Для пользы дела, и гарантированного обслуживания приборов, повысьте оклады. Спустя время, все стало на круги своя, приборы опять на нас, с окладами, не выше старпома. Через каждые 5 лет, шрм проходили курсы усовершенствования, при мореходке на Эгершельде. Преподаватели были с нашей пароходской ДВМП навигационной камеры БЭРНК. Какие опытные люди, передавали нам под запись, свои знания по ремонту ЭРНП, старались все запомнить. Ведь в рейсе, помочь будет некому. Это Лапин ,Перов, Хоменко, преподаватели-практики с ВМУ - Коленченко, Ходосов, Богданов (выше фото с ними). Почет им и уважение. Кстати, преподавателей с ВМУ, посылали на суда, для практики, и руководителями практики, были мы, их бывшие ученики ! Ходосов ходил на нашем судне. Происходил обмен опытом.
В конце 90-х на судах стали устанавливать аппаратуру связи и обработки аварийных сообщений ГМССБ, включающую в себе ПК/КВ аппаратуру, Спутниковую аппаратуру Инмарсат-С, 2-х цифровых УКВ станций на ходовом мостике, приемник Навтекс для приема навигационных сообщений. Пошла новая эра, новые требования для обеспечения безопасности мореплавания. ШРМ стал называться Помощник капитана по радиоэлектронике, с соответствующим переобучением и получением еще одного Диплома радиоэлектроника. Учебный диплом после окончания мореходки, лежит мертвым грузом, меняются только рабочие –их уже два. Через каждые 5 лет, опять переобучение, делается отметка, застоя нет, требуются грамотные специалисты. Постепенно на судах, появлялось все новое и новое оборудование, согласно Международным требованиям: кнопки ОСПС (антитеррор, расположенные в укромных местах)), АИС (автом.индификатор судов), спутниковые системы, входящие в сети интернета, камеры видеонаблюдения по всему судну, «черный ящик» пишущий разговоры и спутниковые радиобуи, отстреливающиеся гидростатами и всплывающими на поверхность моря., далее передающие данные аварийного судна, и все это оборудование, лежит на ответственности нач. службы в офисе ЧШМ, служба состоящая из одного человека «… Одна и все одна – тяжело…» (Белое солнце пустыни). На судах убрали должность радиоэлектроника, и оборудование само работает, пока работает, без обслуживания и проверок в рейсах. С приходом судна в порт, проверял все это оборудования, выслушивал замечания штурманов, устранялись проблемы, согласно сроков, оборудование предъявлялось проверяющим органам –Регистру РФ, Технадзору. Менялись морские документы членов экипажа. Вместо паспорта моряка, стало удостоверение личности моряка УЛМ и др. ,приведены к международным требованиям. На рыболовных судах, помимо вышеуказанной аппаратуры, рыбопоисковая аппаратура, различные радиомаячки ,спутниковая система мониторинга трэка, наблюдаемая Госкомрыболовством и пограничниками и др. Об этом лучше знают Илья RX3X ,бороздящий Охотское и Берингово моря, также наш ex RW0LIF RU7D ,с которым ранее, очень часто встречались в эфире /мм. Сравнительно недавно в этом 2021 году, они посетили наш радиоклуб, жаль не состыковались. Договорились, ч то о следующем своем заходе Владивосток, Владимир сообщит заранее.
Да, любил и люблю эту завораживающую специальность Ш Р М ! Таинственные для непосвященных, а для нас, такие родные звуки морзянки, звучащие разной тональностью, голоса на разных языках, от приемника не оторвешься… В июле с.г. пришло приглашение занять должность шрм компании Доброфлот, также приходило приглашение на собеседование, для занятия должности радиоспециалиста, на судне связи ВМФ
…не рыбаки мы, и не плотники, да,
торгаши мы, всем привет, да…
Сидишь в офисе за ПК, вдруг щелчек в голове, поднимаешься и идешь на свои суда, стоящие метрах в 300 от офиса. Поднимаешься по таким знакомым трапам, заходишь на мостик, рулевую, бывшую радиорубку – тишина, нет завораживающих звуков, суеты экипажа, нет команд Экипаж приглашается на обед… Все вымерло, затихло, тоскливо…Единственный владелец судов и компании, не принял своевременного правильного решения, о продаже судов. Время ушло, суда стареют, ухода за ними нет, постепенно притапливаются в бухте и никому уже не нужны, конкуренция. Потрогаешь руками аппаратуру, по привычке, сделаешь вызов, прокрутишь РЛС…и с грустью уходишь, прихватив с собой какую то, уже ненужную здесь деталишку, авось в нашей радиолюбительской деятельности пригодится.
Посетил недавно офис, пустые кабинеты…, была судоходная компания с разносторонней деятельностью : международные буксировки, спасатели, танкера, катера портофлота, свой док, причал, плавмастерская, плавкран, крупные рефрижераторные суда, все ушло в небытие…
Тема напрашивается на закрытие, но что то, останавливает, друзья… ностальгия….
-
Вложения
-
- Заходим в Сидней. По левому борту Opera House
- Гонконг, ожидание рейдового катера